Пьер Карден. Одинокий космонавт!
…ЗАМОК близ поселка Лакосте на юге Франции. У большого окна стоит пожилой мужчина. В который раз он пытается представить, что произойдет через 50 лет, как будет выглядеть мир, какую одежду станут носить люди…
Хитроумный макаронник
ПОСЛЕДНЕЕ, пожалуй, волновало его всегда. Даже в детстве, когда мальчика называли «грязным макаронником», его манило все яркое, необычное и экстравагантное. Теперь его имя и фамилия — это бренд, символ, шик и успех!
Пьер Карден — богатейший модельер в мире. Им запатентовано более восьмисот изобретений почти во всех сферах жизни. Журнал «Тайм» назвал Кардена «хитроумным фанатиком», который поставил свое имя на всем, что «можно прибить гвоздями, приклеить, пришить, разлить по бутылкам, закрыть, открыть и употребить». При этом его девиз: «Если выбираешь деньги — проигрываешь».
«Чтобы стать модельером, им надо родиться», — считает Карден
В чем же секрет такого блистательного успеха? Расположение звезд, воспитание, природная гениальность? Сам знаменитый мэтр любит повторять: «Чтобы стать кутюрье, им надо родиться».
Пьер Карден, шестой ребенок в бедной итальянской семье, всегда хотел создать свою империю. Его отец был наемным солдатом и только под конец жизни стал виноделом. Сын мог бы продолжить семейное дело, но почему-то маленького Пьетро увлекало совсем не вино, а театр с его яркими костюмами и манящими декорациями. С мальчиками он никогда не был дружен, скорее его привлекали девочки, а еще точнее — их куклы, которых можно было бесконечно наряжать в разные пестрые ткани…
Пьер с детства знал, что с ним должно случиться что-то необыкновенное. Гадалка предсказала ему счастливую жизнь, символом которой будет прекрасное дерево, приносящее красивые цветы и плоды. Однако Карден никогда не тешил себя иллюзиями. Будущий законодатель моды вначале вообще хотел пойти учиться на бухгалтера.
Склонность к учету и прагматичный ум помогли ему впоследствии создать уникальную империю моды, которая в прямом смысле слова «сшибала с ног» общественные устои.
Когда семья переезжает в провинциальный городок Виши во Франции, четырнадцатилетний Пьер устраивается помощником портного. И только после полученных навыков напористый и честолюбивый Карден едет покорять Париж.
Он понимает, что без денег, без имени, без связей одному в столице моды не выжить. Он подкупает своим острым умом и неусидчивостью известного поэта и драматурга Жана Кокто и входит в узкий круг элиты Парижа. Его цель — сделать себе блестящее имя.
170 роз от Диора
ПРОХОДИТ всего год, и Карден становится ведущим дизайнером в студии Кристиана Диора. Великий учитель называл своего ученика «мой маленький Пьер».
Спустя полвека Карден будет саркастически отзываться о нынешних показах Дома: «Сегодня Диор — это спектакль… Куда можно пойти в его шляпах или туфлях? Вам понадобятся три стула в ресторане, если вы пришли в одежде от Диора. Современные женщины работают, водят автомобили. Машины становятся все меньше, а платья у Диора — все больше».
Через пять лет после приезда Кардена в Париж Кристиан Диор прислал своему ученику 170 роз в честь открытия его собственного Дома. Клиентами Кардена становятся артисты и мировые знаменитости: Эва Перон, Софи Лорен, Марлен Дитрих.
Но успех не сваливается на Кардена с неба. «Барон шелка», как его часто называют, каторжно работает. На сон уходит всего пять часов, при этом увлечения Кардена помимо моды включают в себя спорт, архитектуру, театр, рестораны, балет. Подчас будущему мэтру приходилось засыпать в офисе и наутро подметать вместо уборщицы кабинет.
В середине 50-х Карден открывает свой первый бутик «Ева», затем, чуть позже — бутик «Адам». С легкой руки Кардена становятся популярны мини-юбки, черные женские чулки и высокие сапоги.
Его мозг работает как компьютер, и благодаря таланту и необычному мышлению результат не заставляет себя долго ждать. В конце 50-х Пьер Карден совершает революцию в мире моды.
Карден первым устраивает показ в универмаге, а не на престижном дворцовом подиуме, вызывая тем самым общественный скандал. Профсоюзная палата — орган, контролирующий кутюрье в Париже, — не смогла оценить гениальности и тонкой иронии модельера. Его исключают из профсоюза за попытку обесчестить профессию кутюрье. Правда, Карден не остается в долгу и решает эту маленькую для него неприятность очень просто: он сам становится председателем этого профсоюза.
Майю Плисецкую кутюрье называет своей музой
Работая как сумасшедший, Карден творит одну революцию за другой: его авангардный стиль производит фурор, его пиджаки носят «Битлз», он первым вводит в обращение систему лицензирования, он открывает производство своей одежды в Японии, Китае и Советском Союзе. Карден в буквальном смысле одевает весь мир.
Утомиться от эпатажа, устать от провокаций? Нет, ему нужно все время читать в глазах публики шок и восхищение. Он мечтал об оглушительных овациях. Прямо как в театре. Старая мечта не давала покоя…
Еще в 16 лет, работая подмастерьем, Карден мечтал о софитах, театральном гриме, судьбе актера. Обшивая звезд театра и кино, он продолжал грезить о сцене. И, став уже мэтром дизайна, Карден все-таки достиг своей цели.
«Однажды мне пришло в голову зайти к директору театра и спросить, не хочет ли он продать мне свой театр, — вспоминает мэтр. — Тот был страшно изумлен и ответил, что для этого у него нет никаких причин. Я сказал, что не требую немедленного ответа, но если вдруг он все-таки решит продавать, то пусть не забудет, что покупатель уже есть. Через две недели директор позвонил и очень грустно сказал, что, так как у него умер брат, он утратил интерес к жизни и готов расстаться с театром. За две недели я получил все это огромное здание целиком».
Так родился культурный центр «Espace Cardin», на сцене которого выступали Марлен Дитрих и Марина Влади, Марсель Марсо и Жерар Депардье и другие знаменитости.
Красный кутюрье
Карден обожает Москву. Он побывал здесь 30 раз
ВЕЛИКИМ Карден решил стать и в России. Только в Москве он побывал около 30 раз. Карден стал первым кутюрье, кто презентовал свою коллекцию на Красной площади. От своих неординарных идей Карден сам приходил в восторг: «Я привез 100 молодых манекенщиц. Я привез одежду, которая делалась во всем мире. Я смог представить красоту и молодость России. До этого на Красной площади были танки и военные, а я устроил там показ моды. Это было потрясающе!»
Несмотря на прагматизм и трезвый взгляд на жизнь, Карден остается легкоранимым и очень сентиментальным. Так, увидев в Москве рок-оперу «Юнона» и «Авось», он расплакался, влюбился в этот спектакль и 10 лет открывал его всему миру, беря все гастрольные расходы на себя. В эпоху Советского Союза за любовь к России Кардена прозвали «красным кутюрье».
Любовью всей его жизни тоже стала актриса — великая Жанна Моро.
Как-то ей понадобилось платье, и она попросила помощи у Коко Шанель. Та была в то время на отдыхе и порекомендовала «очень хорошего молодого человека». Так началась любовь с первого взгляда, вернее сказать, с первого платья. «Я влюбилась в Пьера сразу, еще не зная его, только увидев дело его рук. Но когда увидела его самого, то уже наяву влюбилась с первого взгляда».
Карден впервые боготворил актрису как женщину. «Я был геем и никогда не имел физической близости с женщиной. Но Жанна взволновала меня. Она была сногсшибательной и перевернула мою душу».
Великая Жанна Моро стала единственной женщиной Пьера
Никто не верил в союз гениальных фанатиков своего дела. Моро отвечала: «Плевать! Я люблю его такого, какой он есть. Я захотела его иметь, и он стал моим — я буквально преследовала его». На что Карден добавлял: «Быть тем, кого преследует Жанна Моро! Какой мужчина устоит перед этим? Никакой. Даже я».
Это могла бы быть счастливая история любви, но не сложилось… Сегодня знаменитому французу 83 года. Он прожил свою жизнь один, добившись всего, о чем мечтал. Кутюрье, миллионер, обладатель множества престижных наград и премий, владелец комплекса «Космос Кардена», включающего театр, гостиницу, ресторан…
Единственное, о чем он жалеет, — это о том, что у его империи нет прямых наследников. Детей с Моро, увы, не получилось. Но Карден до сих пор мечтательно говорит, что из него получился бы замечательный папашка, а его сыну сейчас могло бы быть лет 40…
Яна ВАЛЕНСИЯ Аргументы и Факты
маленькая справка
Пьетро Кардини — это настоящие имя и фамилия Пьера Кардена. Он родился 7 июля 1922 года недалеко от Венеции, в Тревизе. Небогатая семья, где Пьетро был шестым ребенком, переехала в поисках лучшей жизни во Францию. В начале своей карьеры будущий глава огромной империи, мирового бренда, именуемого «Пьер Карден», работал подмастерьем в известных парижских домах моды у мадам Пакен и у Скиапарелли, потом у Кристиана Диора. В 1950 году Пьетро Кардини открывает первый Дом моды, где спустя три года состоялся показ его первой коллекции для женщин. В 1954 году кутюрье открывает в Париже свой первый бутик «Ева», а спустя три года — бутик для мужчин «Адам» и становится членом Синдиката высокой моды.
Кроме одежды фантазия Пьера Кардена распространилась на аксессуары, дизайн мебели и фурнитуру. Запатентовав более 500 дизайнерских изобретений, Карден украсил мир высокими сапогами, цветными чулками, мини-сарафанами. В его длинных пиджаках без воротника и узких брюках на пуговицах музыканты группы «Биттлз» прославились на весь мир. Сегодня продукцию с брендом «Пьер Карден» производят более 1000 компаний в 140 странах мира! Великий кутюрье имеет множество высоких наград. Он Командор ордена Почетного легиона, Командор высшей награды Ватикана «Священные сокровища», единственный модельер, получивший звание «бессмертного» члена Французской академии изящных искусств. Пьер Карден награжден высшим орденом Беларуси — орденом Франциска Скорины.
Krista
Мне безумно жаль,что у такого великого человека нет своих детей...
Konstanziya
"В который раз он пытается представить, что произойдет через 50 лет, как будет выглядеть мир, какую одежду станут носить люди…"
...все циклично в этом мире...и возвращается на круги своя....и мода
Mila
Лишний раз статья убеждает в том, что законодатели моды - это итальянцы, а вовсе не французы! Как, впрочем, и гастрономической тоже - не зря же Екатерина Медичи привезла с собой во Францию своего повара!
dorsay
Та, французы ваще всему у итальянцев научились! И батоны ихние под "ароматными" подмышками носят! (Из легенд Пьемонта )
Mila
Я просто боялась об этом сказать!
dorsay
VAGABONDO
Не только повара! Также, двух астрологов и одного системного администратора!
Fur
П. Карден.
"Я увидел ее в "Кармен", влюбился с первого взгляда, и мы стали дружить. И с тех пор шил костюмы ко всем ее постановкам. Первые были для "Анны Карениной", потом — "Вешние воды", "Чайка"… Майя не просто великая балерина ХХ века — она воплощение Танца. Она символ русской культуры. Французы ее считают символом России."
Можно попробовать усомниться в искренности сказанного, особенно в той части, что относится к дружбе с великой балериной и красивой женщиной. Можно даже предположить, что это просто игра в любовь. Но Майя Плисецкая и Пьер Карден позволяют каждому думать так, как ему хочется, сами-то они знают, что такое дружить 25 лет.
https://gazeta.aif.ru/oldsite/900/carden.htm
Fur
После Чернобыльской аварии Пьер Карден стал Послом Доброй воли ЮНЕСКО, дав свое имя специальньной программе по оказанию помощи жертвам катастрофы.
VAGABONDO
Вот, попалась интересная статейка! Решил сюда притулить!
Итальянская француженка Нина Риччи.
Можно бесконечно спорить, какая из наций является самой элегантной, лучше других понимающей толк в моде, - французская или итальянская? истина где-то посередине... "Белая королева моды" Nina Ricci родилась в итальянском городе Турине в 1883 году. В "ту самую Нину Риччи", основательницу одноименного дома моды, ставшего символом симбиоза женственности и шика, она превратилась в Париже.
...Когда-то, в самом начале пути к вершине, ее звали Мария Адэланд Ньели. Ее отец-обувщик, движимый честолюбивыми планами, перевез жену и пятерых наследников из Турина в шикарное Монте-Карло. Увы, сбыться блестящим замыслами оказалось не суждено: очень скоро сеньор Ньели умер. Его семья осталась без сантима... Уже в 12 лет Мари начала трудиться помощником модельера. Чего у малышки было не отнять, так это упорства и потрясающей работоспособности. А еще - таланта: шляпки ее "сочинения" расходились среди заказчиц буквально на "ура". Кстати, именно со шляпок начинала карьеру и современница Мари, блистательная Коко Шанель. Но у сеньориты Ньели был свой собственный путь наверх - под девизом "я сама".
Обходясь без помощи богатых покровителей, девушка тем не менее очень быстро взбиралась по карьерной лестнице. В чем секрет успеха? " Я работала как проклятая, день и ночь", - скажет однажды Мари, после замужества ставшая Ниной Риччи, своим внукам. Так оно и было. Вот ступеньки ее карьеры: работа на "посылках" в парижском модном доме ("Мари, погладь юбку! эй, пришей пуговицы!.."), Место младшей, а затем средней модистки... Мари не боялась рутины, повторяя: "скоро я стану знаменитой". К восемнадцати годам девушка добилась места старшей модистки, а через несколько лет открыла собственное ателье... К 35 годам "французская итальянка" станет состоятельной дамой и совладелицей одного из лучших парижских домов моды того времени - Raffin et Ricci.
Замуж Mари вышла довольно рано - за цветочника Луи Риччи, с которым в 16 лет познакомилась в автобусе. Но легче от этого ее жизнь не стала: парижская карьера флорентийца Луиджи не задалась, обеспечивать семью приходилось самой. В 1909 году после болезни Луи умер. Все, что осталось от него Нине, - четырехлетний сын Робер и новое имя. Позднее, выйдя замуж за Гастона Мореля, Риччи не возьмет фамилии мужа: ее прежняя станет уже слишком известной...
За год до пятидесятилетия Нина твердо решила уйти на покой: и деньги, и слава, и белый "кадиллак" у нее имелись... Пора наконец-то и отдохнуть! но Робер, к тому времени изрядно подросший, так не считал. Ему удалось убедить мать открыть дом высокой моды под собственным именем. Это был риск: до красоты ли в период мирового кризиса?!.. Но первые же показы на улице капуцинок дали понять: дому моды "Nina Ricci" - жить! Hина не совершала революций в моде (и тут ее пути с Шанель разошлись!), делая ставку на респектабельную классику. Составляющими успеха Риччи являлись совершенный крой, безупречное исполнение и умеренные цены. Плюс отличное коммерческое чутье, переданное по наследству сыну...
Всемирный успех придет к дому в 1946 году, когда Робер выпустит свои первые духи "Сoeur de Joie". Потом появятся такие же успешные "fleur de fleur","Nina"... А настоящим символом "империи риччи" станут"L'аir du temps" ("веяние времени"). До сих пор каждые пять секунд кто-то покупает флакон с целующимися хрустальными голубками на пробке...
В 1970 году Нина Риччи умерла, но созданный ею дом продолжает являться одним из доходнейших французских производителей одежды, парфюмерии, косметики и аксессуаров. В январе 1998 года он был продан компании "Puig Group". Нынешний арт-директор "Nina Ricci" - молодая талантливая Натали Жерве - не сходит со страниц модных журналов. Говорят, у дома высокой моды, созданного дочерью итальянского сапожника, все еще впереди...
Наталья федина.
Наверх страницы