Светлое осеннее утро. Слышится обычный городской шум, голоса людей, звуки машин. В одном из самых роскошных, удивительных и загадочных городов Италии начинается день, обычный для его жителей и необыкновенный для приезжих.
Флоренция – это не Италия. Флоренция – это Флоренция. Такая местечковость, впрочем, характерна не только для именно этого города. В Риме на флорентийца, позволившего себе громко выражать восторг по поводу красот города "ludi florales" ("игра цветов"), отчего и пошло имя Флоренция - "Florentia", посмотрят с недоумением не меньшим, чем феррари на фиат. И, пожалуй, еще напомнят, что в 59 году до н.э. здесь была основана римская колония.
В свою очередь во Флоренции римлянину будет также неуютно со своей канувшей в Лету претензией на всемирность. Мало того, он просто может и не понять флорентийца, если тот не снизойдет в разговоре со своим соотечественником до общеитальянского, а предпочтет общаться с ним на тосканском диалекте.
Первоначально на месте теперешней Флоренции была обнесенная стеной крепость castrum квадратной формы, названная Флорентиа Тускорум в честь Флоры - богини цветов и весеннего цветения. В центре поселения находилась центральная площадь "forum urbis", ныне - Площадь Республики.
По традиции все пешие прогулки начинаются с площади Микеланжело, к которой извилистой лентой, вьющейся вверх по склону южного холма города, бежит улица Вьяле дей Колли.
Почти все дни она забита автобусами, которые доставляют туристов прямо наверх. В самом центре площади возвышается бронзовая копия знаменитого Давида, который не один раз повстречается нам во время прогулки по городу. Вообще-то это не плохо, так как постамент тут настолько высок, что целиком Давида можно разглядеть разве что с большого расстояния, а это в общем-то сложно. На самом деле площадь Микеланжело очень маленькая, что видно из точного перевода ее названия piazetta - "маленькая площадь". Так что подальше отойти, чтобы лучше разглядеть Давида, не удастся, а вблизи же видны только огромные белые ноги великана, рядом с которыми невольно ощущаешь себя лилипутом.
Отсюда с обзорной площадки открывается самая известная панорама Флоренции: красные крыши домов, старинные башни и главное – купол собора Санта Мария дель Фьоре, по которому этот вид не спутаешь ни с каким другим. Здесь нет высотных зданий - власти заботливо оберегают лицо города. За исключением некоторых серых старинных каменных строений с колоннадами, которые гармонично вписываются в общий городской пейзаж, весь вид имеет единую коричнево-оранжево-желтую цветовую гамму.
В прозрачном и сухом утреннем воздухе Флоренции весь город виден очень отчетливо. Здесь нет влажного марева Венеции, по-своему меняющего силуэты всего, на что падает взгляд, странных туманов Болоньи, вообще поглощающих время так, что не ясно, в каком ты столетии ходишь… Во Флоренции все видно четко, как в цветке, прекрасном своими линиями, тем не менее строго унаследованными от природы.
Мне кажется, что изысканная и томная лилия на гербе города не точно отображает атмосферу, присущую Флоренции. Жизнерадостный пеон или полнокровная красная роза лучше всего символизируют энергию и радость бытия местных жителей. Между прочим, они очень любят цветы, и чтобы оказать особое уважение богине Флоре, украшают свой город разными по размерам и цвету яркими клумбами.
Блуждая по городу-цветку, по переплетам его старинных узких улочек, не забудьте заглянуть в маленькие магазинчики с одеждой, книгами, сувенирами, парфюмерией… Интересно, что уже в 1220 году во Флоренции монахи-францисканцы открыли первую аптеку с травяными препаратами "Santa Maria Novella", которая работает и в наши дни. В конце XV века создаётся первый список рецептов с добавлением ароматных трав. Великие дамы Лукреция Борджиа, Катерина де Медичи и ее дочь королева Марго не только управляли государственными делами и плели интриги, но и уделяли большое внимание своей внешности, используя знания о косметике. Это были натуральные препараты, некоторые из которых дошли до нас: розовая вода, миндальное и пшеничное масло, и, конечно же, сильнейшие яды, рассказами о которых полны многие прославленные исторические романы.
Во Флоренции вас обязательно охватит странное ощущение, что вы здесь уже были. Почему-то вдруг понимаешь, что тебе заранее известно, что вон за тем углом обязательно находится необычная дверь или острый поворот в другой переулок. Надо же! Так и есть! Совсем как в "Corona astralis" М. Волошина:
В душе царят неясные мерцанья,
как будто бы на камнях древних плит
Хотел прочесть священный алфавит
И позабыл понятий начертанья.
Как-то незаметно маленькая улочка выводит нас из задумчивой тишины прямо на шумную площадь.
Знаменитый кожаный рынок! Гроздья сумок, ряды курток и пальто. Удачную покупку можно отпраздновать в одном из многочисленных кафе. Услужливые продавцы не только точно выполнят заказ, но и что-нибудь предложат от себя.
Вечереет. Город, не теряя своих четких утренних очертаний, погружается в ночь. Огни домов отражаются в Арно.
Так прошел еще один день – мгновение, по сравнению с такой долгой жизнью Флоренции, и целая эпоха для тех, кто решился притронуться к его тайнам.
Наверх страницы