Провинциальный городок позволит узнать о стране не меньше, чем ее столица — во многом благодаря отсутствию в нем туристов
Могущественной династии Сфорца удалось в XIV–XVII веках преобразить Виджевано. Одним из шедевров этого периода стала Герцогская площадь, созданная Донато Браманте в 1493–1495 годах. Фото автора
Какое приятное занятие — небольшими шажками узнавать окрестности города, в котором живешь! Особенно если это окрестности Милана. А уж если в компании с подругой-искусствоведом, то удовольствие становится безграничным. «Как, ты не была в Виджевано?! Поедем же, посмотрим на эту замечательную площадь!»
В самом деле, до Виджевано от Милана всего 35 км, грех не взглянуть на такое чудо: в Италии заслужить титул «одна из красивейших» очень не просто. Впрочем, Виджевано, приятный провинциальный город с населением в шестьдесят тысяч жителей, нашел чем нас удивить и помимо своей знаменитой площади.
Первым, что встретилось на нашем пути, был памятник, вызвавший ассоциации с лучшими образцами соцреализма. Изображал он рабочего-обувщика, объяснявшего основы мастерства мальчику. Надпись на пьедестале гласит: «Обувщику Италии». Дело в том, что в XIX веке Виджевано был столицей обувного дела: здесь выпускали (да и по сей день выпускают) машины для обувного производства, на которых работали обувщики во всем мире.
Сейчас здесь расположен международный Музей обуви имени Пьетро Бертоллини. В нем представлены инструменты, диковины и редкости, экземпляры, принадлежащие известным людям (от Людовика XIV, короля Солнца до Бенито Муссолини), а также небольшая коллекция экзотической обуви. Все это можно увидеть в выставочных залах. Они расположены в бывших конюшнях крепости, в которых некогда содержалось до 800 лошадей.
Кстати, Джанни Родари (Gianni Rodari) в замечательной повести «Какие бывают ашибки» упоминает этот город именно в связи с обувью: Бефана (добрая итальянская фея) из Виджевано на Новый год дарит бедным женщинам туфли.
Domenica
В Виджевано, разумеется, есть крепость — Castello Sforzesco. Первые защитные сооружения здесь появились уже в VI веке. Через несколько веков они стали замком, жилой резиденцией миланских герцогов. Перестройка началась в 1345 году при Лукино Висконти — полном тезке и далеком предке великого итальянского режиссера, одного из основателей неореализма. Реконструкция закончилась лишь в 1494 году, уже при Людовико Сфорца (Ludovico Sforza).
Как известно, Италия до 1861 не была единым государством. Территорию ее делили между собой королевства, герцогства и республики. Милан в разное время был то герцогством, то республикой, и правила там династия Висконти. Когда в ней не оказалось наследника мужского пола, власть перешла к династии герцогов Сфорца.
Эта династия вписала значимые страницы в историю архитектуры Италии. Людовико Сфорца по прозвищу Моро («черный» или «смуглый» по-итальянски; Ludovico il Moro) покровительствовал великому Леонардо да Винчи и выдающемуся архитектору Донато Браманте (Donato Bramante). Во времена правления этого герцога старый миланский замок династии Висконти был перестроен, а пышный двор Сфорца стал одним из самых богатых на Апеннинах. Тогда же, на волне благополучия, под руководством и по проекту Браманте была завершена и резиденция в Виджевано. Так как Леонардо принимал участие в реконструкции замка Сфорцеско в Милане, есть версии, что и над замком в Виджевано мастера могли работать вместе. Кстати, в Виджевано находится постоянная выставка «Леонардо да Винчи: места, труды и машины».
Прекрасно оставить о себе такую память: не жестокие завоевания и разорительные войны, а дворцы и замки, доведенные до совершенства. Однако жизнь Людовико Моро Сфорца закончилась печально: после того, как король Франции Людовик XII захватил Милан, герцог стал его пленником и до конца своих дней жил в одном из французских замков. Возможно, судьба герцога сложилась бы лучше, если бы он имел возможность целиком посвятить себя меценатству и не участвовать в войнах.
Domenica
Замок Сфорца в Виджевано — одно из самых больших фортификационых сооружений Европы. Общая площадь всего комплекса — 36 тысяч квадратных метров, что в два раза больше площади Букингемского дворца и в шесть раз превосходит площадь Миланского кафедрального собора.
Жилая часть замка подразделялась на мужскую и женскую. Мужская часть значительно больше по площади, зато женская более элегантна. Помимо уже упомянутых конюшен, в замке была сокольничья, где содержались птицы для охоты. Крыша над улицей длиной 164 и шириной 7 метров постоянно защищала жителей замка (а в то время город умещался внутри замка) от непогоды.
С 1960 года по решению местного муниципалитета на всей территории замка постоянно ведутся реставрационные и исследовательские работы, поэтому все строения с большой деликатностью приведены в порядок.
В целом замок производит приятное и умиротворяющее впечатление: его дизайн прост и лаконичен, а общая композиция логична и компактна. Все здания пребывают в идеальном для исторических построек состоянии: нет ни агрессивного «новодела», часто присущего зданиям после реставрации в Москве, ни вызывающей жалость ветхости, свойственной старой Европе. Двор внутри крепостных стен зарос травой, дети и подростки играют в футбол, студенты болтают и целуются, сидя в тени деревьев. Суета и толпы здесь невозможны.
Проходя по этому просторному, но уютному двору, мы так расслабились, что почти забыли, зачем сюда приехали — просто наслаждались тишиной, тенистой прохладой, застывшим временем.... Пытаясь понять, куда же нам идти дальше, мы покинули крепость. Спустились по неширокой лестнице и ахнули: площадь, вот же она, одна из самых красивых в Италии!
Domenica
Оказывается, Пьяцца Дукале — Герцогская площадь — была задумана, по выражению одного из путеводителей, как «элегантная прихожая замка». Донато Браманте создал ее в комплексе с замком, как часть единого проекта. Этот ансамбль стал одним из наиболее совершенных архитектурных творений во всей Ломбардии. В те времена в Италии положение властителя подкреплялось красотой и роскошью его владений — это было своего рода послание престижа в адрес знатных соседей. Можно предположить, что новые площадь и резиденция в Виджевано произвели должное впечатление на соседние герцогства.
Площадь представляет собой правильный прямоугольник длиной 134 метра и шириной 48 метров. Она вымощена темным и светлым булыжником, образующим хоть и цветочный, но все же строгий орнамент. Портики из 84 стройных колонн окружают площадь по всему периметру, оберегая прохожих и витрины магазинчиков от палящего солнца. Выше колонн и до самой крыши эти трехэтажные здания полностью покрыты узорами, которые на первый взгляд кажутся растительными. Однако их переплетения образованы не только цветами и листьями. Мифологические фигуры, гербы герцогской фамилии, медальоны с портретами особо отличившихся представителей династии, а также героев городских анекдотов XIV столетия можно разглядывать часами.
Увенчанная небольшим кафедральным собором в стиле барокко, площадь очень гармонична: все пропорции совершенны, и ничего лишнего — истинно итальянский дизайн. Возможно, поэтому она производит впечатление и торжественной, и милой одновременно. Залитая солнцем и совершенно пустая по сравнению со своими более знаменитыми конкурентками из Рима или Венеции, Герцогская площадь Виджевано подарила нам мгновенное ощущение радости и покоя.
Площадь и замок разделяет не только плотная шеренга зданий, но и перепад высот в 18 метров. Поэтому, стоя на площади, невозможно даже предположить, что по ту сторону домов раскинулся немалых размеров замок. Единственное, что объединяет вид с площади и вид из замка — башня Браманте. Она строилась почти 300 лет, начиная с 1198 года — неудивительно, что ее назвали в честь архитектора, который наконец-то закончил ее возведение. С башни, изящной и воздушной, открывается великолепный вид как на площадь, так и на замок и его окрестности. Башенные часы уже который век кропотливо ведут счет времени.
Другая доминанта площади — Дуомо, кафедральный собор города Виджевано, посвященный св. Амброджио — святому покровителю и защитнику Милана. Герцог Франческо II Сфорца заказал его проект Антонио да Лонате (Antonio da Lonate), последователю Браманте и известному в Ломбардии архитектору. Но увидеть проект воплощенным им обоим не довелось: строительство длилось 74 года и закончилось только в 1606 году, когда ни герцога, ни архитектора уже не было в живых.
Сегодня в расположенном здесь Музее сокровищ Дуомо хранится выполненная из дерева модель собора, выполненная Антонио да Лонате, которая позволяет находить различия между оригинальным проектом и его окончательным воплощением. Среди других драгоценных экспонатов можно увидеть, например, расшитое золотом облачение, которое использовалось во время коронации Наполеона Бонапарта в 1805 году.
Domenica
Вокруг площади
В окрестностях площади, помимо обязательных многочисленных магазинчиков и кафе, обнаруживаются и некоторые городские достопримечательности. Одна из них — Театр Каньони, стационарный театр города Виджевано. Здесь надо отметить, что очень немногие итальянские города могут позволить себе иметь, как это называют в Италии, teatro stabile — театр, имеющий постоянный адрес и собственное (обычно, впрочем, муниципальное) здание. Большая часть театральных, цирковых и эстрадных артистов Италии, как и в Средневековье, представляют собой бродячие труппы, которые постоянно перемещаются по стране согласно заключенным контрактам. Здания театра Каньони, впрочем, не так уж интересно, важен скорее сам факт его наличия.
В паре десятков метров от площади, на перекрестке тихих улочек, негромко журчит медленными струями очаровательный фонтан. Скульптурная бронзовая композиция состоит из священника, сидящего на краю огромной чаши и ловящего струи воды, и окруживших его голубей, как бронзовых, так и живых. Надпись по цоколю напоминает, что вода — один из самых драгоценных даров Божьих. Интересно, что эта тема традиционна для многих итальянских городов, но именно в Виджевано этот фонтан очень симпатичен — в отличие, например, от миланской интерпретации этой же темы.
Кафе, расположенные по обеим сторонам площади, укрытые тентами и плотно заполненные местными служащими в обеденный перерыв, постепенно пустеют. Мы остаемся сидеть за столиком, чувствуя на себе не слишком приветливые взгляды официантов. В Италии жизнь регламентируется негласными старинными правилами, действующими повсеместно, за исключением туристичеких мест, где выгода способна взять верх над традициями. Некоторые из этих правил являются сезонными, другие — ежедневными. Например, вам нигде не подадут горячий шоколад с мая по октябрь, так же как с трех дня до восьми вечера вам не удастся нормально поесть — кухня любого ресторана в это время закрыта. Для официантов это время передышки, и докучливый клиент, застывший над чашкой кофе, радости не вызывает. А жаль — так приятно сидеть на пустой и тихой площади, прячась от жары под тентом, любоваться росписями...
Сказать, что мы остались довольны поездкой, явно недостаточно. В самом деле, мы приехали взглянуть на площадь, а познакомились с целой вселенной провинциального города: прониклись его неспешным ритмом, и даже наши торопливые шаги вечно спешащих путешественников замедлились, подстроившись под самоуверенно-медленную походку провинциалов. Именно здесь мы узнали, что древний замок — это не музейные стены, а драгоценное обрамление повседневной жизни. Вряд ли такое открытие удалось бы сделать во время посещения канонических туристических объектов. Теперь мы присматриваем себе повод для визита в следующий провинциальный город — что-то он нам откроет?
Виктория Грегуольдо
Sergeygarda
Domenica, огромное спасибо за наводку.
Domenica
на здоровье
Наверх страницы