Доктор Беренд Стел (Berend Stoel) из медицинского центра при Лейденском университете (Universiteit Leiden), Нидерланды, и скрипичный мастер Терри Бормэн (Terry Borman) из Арканзаса, США, приблизились к разгадке исключительного звучания музыкальных инструментов, выполненных Антонио Страдивари (Antonio Stradivari) и Гварнери дель Джезу (Guarneri del Gesu), сообщает агентство Reuters. Оба мастера жили и работали в Кремоне, Италия.
Стел и Бормэн исследовали пять старинных и восемь современных скрипок с помощью компьютерной томографии, используемой, в частности, для поиска опухолей в легких. Томография показала, что средняя плотность материала у новых и старинных скрипок практически не отличается, но в инструментах 300-летней давности гораздо меньше выражен перепад плотности внутри годовых колец древесины. С результатами их работы можно ознакомиться в сегодняшнем выпуске журнала PLoS ONE.
Плотность древесины играет решающую роль для качества звука, утверждают ученые и изготовители инструментов. Возможно, небольшая разница летних и зимних волокон клена придает инструментам кремонских мастеров такое звучание. Почему же древесина 300-летней давности отличается от современной? На этот вопрос может быть три ответа, считает доктор Стел: «Первое возможное объяснение – климатические изменения, которые произошли в Европе. Второе – иная обработка материала. И, наконец, третье – само старение дерева».
Скрипки и виолончели итальянского мастера Антонио Страдивари, которых осталось около 650 экземпляров из более чем 1000 произведенных, высоко ценятся исполнителями, коллекционерами и грабителями. Так, в мае прошлого года у австрийского музыканта Кристиана Альтенбургера (Christian Altenburger) была похищена скрипка работы того же мастера. Подобная история чуть было не случилась в 1968 году, когда была обворована квартира великого скрипача Давида Ойстраха. К счастью, скрипке Страдивари повезло, – воры ее не тронули.
Два месяца назад Филипп Квинт (Philippe Quint), скрипач русского происхождения, чуть было не лишился инструмента Страдивари навсегда, по рассеянности оставив его в такси. Однако водитель проявил сознательность и вернул скрипку музыканту. В благодарность Квинт дал бесплатный концерт на автостоянке.
Domenica
Наследники мастерства Антонии Страдивари абсолютно не согласны с утверждением ученых, что им удалось раскрыть секрет гениального мастера. Мастер Страдивари из итальянского городка Кремона на берегах реки По создал в XVIII столетии более тысячи скрипок, виол и виолончелей, и до сих пор эксперты пытаются понять, почему его инструменты всегда звучат лучше, чем любые другие. На этой неделе американские ученые объявили: волшебным звуком инструменты Страдивари обязаны особому химическому процессу, в ходе которого гибли жившие в древесине личинки и грибок.
Однако, как передает из северной Италии корреспондент Би-би-си Марк Дафф, сегодняшние скрипичных дел мастера из родного города Страдивари с таким подходом совершенно не согласны.
Один ваятель и реставратор убежден: пытаться понизить уникальное музыкальное дарование Страдивари и свести его к простой химической реакции - это абсурд.
"Зачем производить вскрытие прелести Страда? - вопрошает другой. - Это все равно что пытаться измерить лотом глубину гения Микеланджело".
В мае этого года одна из скрипок Страдивари, созданная в 1707 году, побила рекорд для музыкальных инструментов, проданных когда-либо с аукциона: новый владелец заплатил за нее 3,5 млн. долларов.
https://news.turizm.ru
Наверх страницы