На фестивале в Каннах в четверг показали киносатиру Сабины Гуццанти (Sabina Guzzanti) "Дрожащая Италия" (Draquila: L'Italia che trema), из-за которой фестиваль решил бойкотировать итальянский министр культуры Сандро Бонди (Sandro Bondi).
Фильм Гуццанти, известной своими сатирическими телепрограммами и пародийными скетчами, представляет собой документальный памфлет в стиле Майкла Мура, где утверждается, что итальянское правительство намеренно не приняло никаких мер по эвакуации жителей города Л'Аквила накануне землетрясения 2009 года, а премьер Сильвио Берлускони использовал природную катастрофу, при которой 308 человек погибло, полторы тысячи было ранено, и 50 тысяч остались без крова, для поднятия рейтинга и поспешной реализации собственных строительных программ под предлогом чрезвычайной ситуации.
"Как и Майкл Мур, я снимаю кино, а не веду документальные расследования. Моя цель - понять, что происходит на самом деле. Я стараюсь быть объективной - хотя, конечно, все это отражает мою точку зрения", - объяснила Гуццанти в интервью фестивальному вестнику Variety.
В фильме звучат голоса жителей разрушенного города, которым воспрещено возвращаться в свои дома и заниматься их восстановлением.
"Многие боялись давать интервью, многие отказывались - в том числе и журналисты. По-моему, это доказывает, что Италия не является свободной страной", - заявила Гуццанти.
Министр культуры Италии Сандро Бонди заявил, что "Дрожащая Италия" - не более чем "пропагандистский продукт, который использует страдания жителей Аквилы в политических целях, оскорбляя всю Италию и ее народ", и отказался приехать на открытие фестиваля, рискующего включать в свою программу подобное кино.
В ответ итальянская ассоциация режиссеров и сценаристов "100 авторов" (100 Autori) потребовала отставки Бонди. "Решение Бонди наносит удар по всем режиссерам и по свободе выбора фестиваля в целом. Министр причиняет вред всему итальянскому кино, он ставит в дурацкое положение не только нас, но и всех здравомыслящих людей", - говорится в распространенном в среду заявлении.
Дополнительную пикантность ситуации придает тот факт, что Cабина Гуццанти - дочь крайне правого публициста Паоло Гуццанти (Paolo Guzzanti), успевшего обвинить большинство левых политиков Италии в том, что они действуют либо действовали по указке советских спецслужб. Гуццанти был ярым сторонником Берлускони до 2008 года, когда у них возникли разногласия по поводу отношений с Россией.
Программный директор фестиваля Тьерри Фремо в интервью телеканалу Euronews отметил, что никакой полемики с итальянскими властями вести не собирался. "Мы отобрали два итальянских фильма, один из них не понравился министру культуры, который его даже целиком не видел. Но мы имеем полное право показывать все фильмы, которые нравятся нам".
В итоге пресс-показ фильма Гуццанти, который даже не входит в основную программу, прошел при страшном стечении журналистов, а в компанию Wild Bunch, владеющую европейскими правами на прокат картины, поступило, по данным газеты Corriere della Sera, несколько десятков заявок на прокат в разных странах. Подобный успех вряд ли светит конкурсному итальянскому фильму - "Нашей жизни" (La nostra vita) Даниэле Лукетти (Daniele Luchetti).
Из конкурсной программы критики за первый день успели посмотреть "Чункинский блюз" китайца Ван Сяошуая и "Гастроли" француза Матье Амальрика, которые не вызвали восторженных отзывов.
Наверх страницы