Химики из Италии разработали новую полимерную систему, позволяющую удалить загрязнения с поверхности ценных произведений искусства. Новый гель уже был опробован для осветления стенных росписей и золоченых рам 15 века, потемневших от времени или от нанесенных на них защитных покрытий.
Полученные с помощью сканирующего электронного микроскопа изображения обрабатываемой поверхности до и после удаления полимера. (Рисунок из Angew. Chem. Int. Ed., 2009, DOI: 10.1002/anie.200904244)
В 60-70 годы реставраторы наносили на произведения искусства полимерный слой, защищавший их от повреждения. Однако за годы полимеры, подергавшиеся окислению и фоторазложению, пожелтели или потемнели. Процесс потемнения ускорялся на открытом воздухе или при контакте с входящими в состав произведений искусства металлическими фрагментами.
Пьеро Баглиони (Piero Baglioni) из Университета Флоренции отмечает, что удаление состарившегося полимерного покрытия осложняется тем, что поверхность многих картин и настенных росписей пористая, поэтому эти предметы искусства могут быть повреждены обычными органическими растворителями, адсорбирующимися в порах. Баглиони предлагает другой способ очистки произведений искусства – применение микоэмульсии, позволяющей растворить лишь органические загрязнители на поверхности образца.
Очистительная система Баглиони представляет собой прозрачный гель, за нанесением которого на поверхность реставраторы могут наблюдать невооруженным глазом. Гель состоит и небольшого количества летучего п-ксилола, эмульсия которого в воде стабилизирована гидроксиэтилцеллюлозой. Микроструктура полученного геля «масло-в-воде» может быть описана как небольшие покрытые неполярным компонентом капли воды, «застрявшие» в волокнах производного целлюлозы. Такой гель может растворять применявшиеся ранее в качестве защиты полимерные покрытия, например, из поливинилацетата.
Наверх страницы