Итальянские колонии на юге России
В результате крестового похода в 1204 году крестоносцы овладели Константинополем. Так в Византийских землях сложилась Латинская Империя. Именно это и привело итальянцев к берегам Черного моря. В Причерноморье и Приазовье возникли итальянские торговые фактории, основанные Генуей, Венецией и Пизой.
Одной из первых факторий стал Порто Пизано (около современного Таганрога), основанный Пизой в первой половине XIII века.
Первые же поселения итальянцев на Юге России приходятся на территорию современного Крыма: наиболее известные города, сохранившие память о пребывании итальянцев в останках крепостей, архитектурных построек и, несомненно, легенд зачаровывающих слух, - Феодосия (Каффа); Судак (Солдайя); Новый свет (Парадисо).
* Каффа
В конце 60-х годов XIII века генуэзцы обосновалась в Каффе, современная Феодосия, которая стала крупнейшим портом и торговым центром Причерноморья. С основанием Каффы связана следующая легенда.
Развалины Каффы в Феодосии, видны бышня, стены крепости и церковь
"Купцам из итальянского города Генуя приглянулась полоска берега на месте бывшей древнегреческой колонии Феодосии. Но Крым уже принадлежал татарам, и генуэзцы были вынуждены договариваться с ними. Татары не возражали против желания латинцев устроить факторию на берегах Тавриды. А сошлись они вот на чем: генуэзцы покрывают сплошь золотыми монетами в несколько слоев шкуру быка, разостланную на земле. Такова была плата. Что касается территории, на которую рассчитывали генуэзцы, то пусть они ту шкуру разрежут на полосы, свяжут их и сколько охватят этим жгутом земли, то и будет их владением.
Генуэзцы согласились, деньги заплатили. Потом пригласили искусных ремесленников по коже. Те разделали шкуру на тончайшие нити. Связав их, генуэзцы охватили территорию, на которой потом разместилась их фактория Каффа с населением 70 тысяч человек. Длина мощной оборонительной стены вокруг Каффы составляла в целом около пяти километров. Каффа, по укрепленной площади и количеству населения уступала в то время только Константинополю".
Развалины Каффы в Феодосии Генуэзская Каффа просуществовала два века. И была разгромлена Магометом II в 1475 году.
Часть уцелевших итальянцев направилась в Аккерман, с которым у генуэзцев были старые торговые связи, но пребывание их здесь было недолговременным и печальным: они были ограблены и изгнаны местными - турецкими властями, после чего рассеялись в разных направлениях.
Другая группа осталась в Каффе, и здесь "вследствие отсутствия богослужения и латинских священников, а также по случаю того, что их жены были греческого, т.е. православного исповедания, они перешли на греческий обряд". И если не все, то большая их часть стала как и греки православной.
Третья группа каффинских итальянцев из тех, что не были увезены турками в Константинополь (они были размещены в особом квартале, называемом Chieffe-mahalasi - "Каффинский квартал", который находился возле дворца Константина Великого), разбрелись сразу же в разные стороны. Одни направились в Черкессию (Circassia), "благодаря своим женам, которых многие брали из тех краев". Кое-кто перебрался ко двору крымского хана. Для поселения им было отведено особое место, находившееся вблизи Бахчисарая.
Приблизительно через 100 лет (в 1578 год) после водворения в Крым турок отмечается присутствие итальянцев в юго-западной части полуострова "на пути из Инкермана в Херсонес, между узкой пристанью и морем Эвксинским есть перешеек, называемый Малым Херсонесом (ныне называемый Бельбеком)". Эту группу итальянцев сделали рыцарями, дворянами, освободили от уплаты налогов и обязали только сопровождать хана в походах. Ими пользовались обычно в качестве послов, когда приходилось отправлять посольства в христианские земли. Примерно в 1604 году их переселили в Феччалу (Fecciale) на расстоянии полдня пути от резиденции хана. И на новом месте они продолжали пользоваться прежними привилегиями и льготами наравне с черкесами, с которыми у них было много общего в быту и обрядах. А уже к первой половине XVII века произошла, так называемая, татаризация этой итальянской группы.
Феччела - несомненно городок Фод-Сала или Фоти-Сала, лежащий на реке Бельбек на шоссе из Бахчисарая в Ялту, в 25 км. от Бахчисарая.
При выселении христиан из Крыма в 1780 году из Фоти-Сала никого не выселили.
Уже в начале XIX века итальянские выходцы вновь осели в Феодосии (генуэзской Каффе), образовав небольшую, но довольно старую группу феодосийских итальянцев. Существовала в Феодосии и Итальянская улица, "одна из наиболее оживленных и значительных в городе, тогда итальянцы составляли в Феодосии элемент влиятельный и весьма заметный. Тогда итальянская речь так же часто звучала в Феодосии, как часты были итальянские вывески на кабачках". Значительная часть семей были генуэзцы.
Максимилиан Волошин рассказывал, что он знавал стариков, помнивших знаменитого Гарибальди, который плавал юнгой на Черном море.
В связи с генуэзцами в Феодосии необходимо упомянуть и сообщение М.Волошина о том, что многие из его товарищей по школе заканчивали затем свое образование в Генуе.
Большинство феодосийских итальянцев были торговцами, но среди них встречались и несколько лиц, связанных с землей и сельским хозяйством.
Революция 1917 ода заставила многих, или почти, всех итальянцев покинуть Феодосию навсегда.
В советские времена об итальянском прошлом города напоминала Генуэзская улица. А сейчас развалины Генуэзской крепости - одной из самых больших достопримечательностей Феодосии.
Солдайя
Генуэзская крепость Солдайи превосходит все средневековые укрепления, сохранившиеся в Северном Причерноморье.
По древней легенде город основан в 212 году нашей эры. Найденные археологические материалы, свидетельствуют о том, что город основан ираноязычными племенами алан. Название Судак (в греческих источниках - Сугдея; в западноевропейских - Солдайя; в русских - Сурож; в восточных - Сугдак) происходит от древнеиранского слова "сугда" - "чистый", "святой".
С VI века город, как и весь Восточный Крым входит в состав Византийской империи.
Со второй половины VII века находился по властью Хазарского каганта - крупнейшего государства того времени на территории Восточной Европы. Это длилось до конца Х века, когда Сугдея вновь перешла к Византии.
С конца ХI века город попадает под протекторат половцев, а в 1217 году его захватывают турки-сельджуки.
В начале ХIII века Сугдея попадает под власть Золотой Орды в составе Крымского улуса. Именно в это время и разворачивается ожесточенная борьба за обладание портами на берегу Черного моря между итальянскими городами-государствами Венецией и Генуей.
В 70-е годы ХIII века в Солдайе обосновались венецианцы, создав свою факторию. В городе кипела жизнь. В это же время ими была основана фактория Парадисо, находящаяся невдалеке от Солдайи, бывшая древнегреческая колония, современный Новый свет. В первой половине ХIV века, после утверждения в Золотой Орде мусульманской религии как государственной, христианское население было изгнано из города, а стены его разрушены.
Воспользовавшись, начавшейся в 1359 году междоусобной борьбы в Золотой Орде, генуэзцы в 1365 году захватили Сугдею. С этого момента начинается восстановление крепостных стен, общественных и других зданий. Так вновь утвердилось итальянское название города Солдайя и власть итальянцев, но теперь уже генуэзцев. И вновь город ожил. Именно через Солдайскую пристань проходил всем известный "шелковый путь".
В конце ХV века генуэзцев свергли и город вошел в состав Османской империи, оставив вековую память о пребывании здесь генуэзцев - наиболее сохранившиеся на всем Северном Причерноморье останки Генуэзской крепости.
Наверх страницы