Пляска смерти (нем. Totentanz, англ. Dance of Death, фр. Danse macabre, итал. Danza macabra, исп. Danza de la muerte)
Тема «Пляски Смерти» имеет в европейском искусстве давнюю традицию. «Пляска Смерти» зародилась в средневековых религиозных мистериях около XIV столетия. По мнению такого известного исследователя Средневековья, как Й. Хейзинга, исполнение «Пляски Смерти» предшествовало ее изображению. Изображение «Пляски Смерти» переходит в церковные фрески Франции и Германии, проникает в иллюстрации книг.
Изображение «Плясок Смерти» были помещены, например, на деревянных панелях в галерее при входе на кладбище Невинноубиенных младенцев в Париже. Известны также Базельские «Пляски Смерти» — «большие», а так же «малые» в Клингентале.
«Пляска Смерти» представляла собой первоначально изображение танца, в вихрь которого были вовлечены три мертвеца, чередующиеся в живыми. Причем плясали только мертвецы, живые находились в покорном оцепенении. Это еще не изображение Смерти. Это труп, мертвец, не скелет, а мертвое тело, с втянутым, вспоротым животом. Мертвец, вовлекающий в смертельную пляску все сословия, все слои общества, людей всех возрастов и званий. В «Пляске смерти» происходит как бы встреча не со Смертью, а с самим собой, но уже мертвым, не с какими-то неизвестными мертвецами, а в одной пляске сливаешься ты сам одновременно живой и уже мертвец. Такое столкновение рождает ужас, ужас прозревания в себе живом смерти. Или жизни, таящей в себе смерть. Но, несмотря на ужас обнаружения смерти в себе живом, сами пляшущие мертвецы вызывают смех. Смахивающие на обезьян, крадущиеся на цыпочках с осклабленными лицами, мертвецы, а в XV веке уже скелеты, символизирующие Смерть, смешные в своих неловких ужимках, снимают ужас прозрения мертвого в живом, оставляя лишь напоминание о бренности всего земного, о равенстве всех перед ликом смерти.
Эту неоднозначность восприятия смерти в Средние века очень четко уловил Ганс Гольбейн в своих изображениях «Плясок Смерти». Фигура Смерти постоянно присутствует в творчестве немецких художников, однако это только отдельные моменты «подвигов» Смерти, законченную же концепцию темы в ее полном объеме дает Гольбейн.
Первое изображение «Пляски Смерти» выполнено Гольбейном на ножнах кинжала. Где еще более уместно ее неистовство, как не на оружии, призванном нести смерть. На рисунке шесть пар танцующих, однако, в отличие от смирения средневековых плясунов, у Гольбейна все, без исключения, сопротивляются притязаниям смерти. Отгоняет ее, назойливую, как муха, рыцарь; упирается, сопротивляясь изо всех сил, девушка. Ведущей темой «Плясок Смерти» Гольбейна становится мысль об абсолютной ценности всего земного.
Смерть Гольбейна совсем не страшна: она выглядит как смешное чучело. В соответствии со средневековой народно-смеховой культурой Гольбейн сознательно идет на осмеяние смерти. Тона неистово лупит в громадный барабан, то напяливает на себя какую-то драную шляпу с пером, то влезает в громадные сапоги, болтающиеся на ее тощих скелетьих ногах. Смерть выглядит уродливо-смешной, в ней нет ничего ужасающего, жуткого, ее ужимки скорее забавляют и смешат. Этот же заряд веселья несут в себе и гравюры на дереве, которые производят особенно сильное впечатление. Серьезность темы смерти, ее безысходность включает в себя смешные изображения Смерти, превращает ее из страшной в знакомую и смешную.
Совершенно по-иному выглядит Смерть в «Плясках Смерти» Альфреда Ретеля, художника XIX столетия, в творчестве которого возрождается «Пляска Смерти». Имеется в виду графическая сюита «Пляска Смерти». Две гравюры на дереве «Смерть-убийца» и «Смерть-друг» стали подлинно народными в Германии, широко вошли в быт.
«Смерть-убийца» — скелет, одетый в одежду монаха, наигрывая на скрипке, входит в зал, где безмятежно танцуют люди. Падают умирающие, оставшиеся в живых, с ужасом оглядываясь на страшную гостью, устремляются в двери. Здесь нет и намека на смех, смерть несет с собой беспредельный ужас и страх, она торжественна и непреклонна.
Смерть-друг несет в себе освобождение. Умер старый звонарь, и Смерть, забравшись на колокольню, звонит в колокол, исполняя его работу.
Еще более серьезен и страшен образ смерти в сюите «Еще одна “Пляска Смерти”», посвященной событиям вооруженной борьбы 1848 года. Здесь смерть торжественно появляется перед народом в длинном плаще, на лошади. Ее появление вызывает радость и надежду. Она взвешивает на весах трубку и корону, передает восставшим меч правосудия, затем держит знамя восстания, бесстрашно возвышаясь на баррикадах. Наконец, довольная, она уезжает на апокалипсическом коне, среди павших, раненых, плачущих. Всевластие, испепеляющая сила Смерти, ее лживость и хитрость ничем не ограничены, ей одной беспредельно подвластна вся земная, конечная жизнь. И уже нет спасительного смеха, он затерялся в глубинах Средневековья и Возрождения. Жизнь и Смерть — не единое целое, в мире Ретеля она противостоят друг другу, смерть — это только смерть, только гибель и разрушение, она не рождает ничего нового, что вызвало бы радость и смех. Она уезжает, оставляя после себя только трупы, ужас и страх.
www.varvar.ru
Kateryna
Данс макабр по-японски?
Kateryna
Смерть и Рыцарь Альбрехт Дюрер
Picciotta Bedda
К сожалению не сохранилось изображение Пляски смерти на Кладбище невинноубиенных в Париже. Это название вы наверняка встречали во многих книгах, к которых речь шла о средневековом Париже, но судя по описаниям картика должна была быть впечатляющей:
"...прямо передо мной, всего в дюжине шагов, неподвижно стояла толпа человеческих скелетов, облаченных в черные балахоны и подпоясанных
белыми шнурками. У половины мертвяков в костяшках пальцев были зажаты высокие
косы, один держал на иссохших руках завернутый в ветошь скелетик младенца, другой
взвешивал на рыночных весах для пряностей какие-то совсем крохотные косточки, у
четвертого сидела на плече полуистлевшая ворона, а еще двое придерживали колесо,
которое можно было бы назвать тележным, если только представить себе телегу размером
с зерновой сарай. Я не мог выговорить ни слова и отвечал только дробным стуком зубов, вполне
уместным в такой компании.
Не дождавшись от меня верной молитвы или хотя бы языческого заклинания,
способного сбросить всякую нежить обратно в подземные бездны, мертвяки
приободрились и стали наступать на меня, мерзко ломаясь и пританцовывая. Скелетик
младенца дразнил меня перестуком зубов, полуистлевшая ворона роняла перья и щелкала
клювом, а колесо от исполинской телеги покатилось мне навстречу. Только теперь я
заметил, что на нем болтаются разные куклы, привязанные за шеи к спицам: короли и
королевы, рыцари в белых и черных плащиках, купцы и нищие. Только говорящий скелет
остался на месте, устремив в меня черный взор пустых глазниц и, казалось, насмешливо
улыбаясь.
Мертвяки наступали, угрожающе трясли косами, взмахивали костлявыми руками,
страшный младенец норовил укусить меня за палец, а ворона тянулась клюнуть меня в
глаз, и наконец колесо переменчивой Фортуны готово было вот-вот наехать на меня - но
вдруг вся эта мрачная толпа, даже не прикоснувшись ко мне, проскользнула мимо.
Пронзительные вопли и завывания, изображавшие какое-то дикое пение, раздались
за моей спиной, а сквозь эти звуки, пугавшие живую душу не меньше безмолвных
скелетов, донесся шум трещоток и звон колокольцев. Невольно повернулся я вновь вокруг
своей оси и увидел, как навстречу скелетам с другой стороны костяных россыпей
приближается толпа голосящих на все лады слепцов, кривоногих и горбатых калек,
карликов, нищих и прокаженных. Все они двигались прямо через россыпи праха,
отпихивая ногами и палками крупные крестцы и черепа, и вскоре встречное движение
всего этого живого и мертвого безобразия слилось и преобразовалось в невиданный и
жуткий хоровод.
Я тряхнул головой, посмотрел направо и налево и увидел множество здоровых и
полных жизни горожан из самых разных сословий, теснившихся справа и слева поодаль и
с благоговейным страхом на лицах пристально следивших за этим кладбищенским
представлением.
- Пляска Макабра, - раздался негромкий хриплый голос совсем рядом, и я
обнаружил, что низенький скелет с алым пояском стоит, едва не прислонившись к моему
левому плечу. - Пляска Макабра. Прекрасное и поучительное зрелище."
bella
Мама мия...какие ужасы..
Kateryna
где?
Ballerina
Даже и не знала что существуют такие картины . Меня впечатлила картина -"триумф смерти" .
bella
где?
как где..от начала до конца...
вот, например:
Kateryna
вот, например:
такая жисть...
Picciotta Bedda
Для нас ужасы... а для людей средневековья - обычное дело. Кстати сказать, упомянутое Кладбище Невинноубиенных было местом как романтических свиданий, так и местом сбора проституток. Люди туда ходили как сейчас мы на прогулку в парк...
Ballerina
Да , это точно , в старину всё по-другому было . Кто знает как воззрятся на нас потомки лет эдак через 600-800 .
Elena S
хорошее время для уикэнда..Bella, я тебя с собой возьму..поедем..отдохнём..потом фотоочёт предоставим!
Picciotta Bedda
так некуда ехать! кладбища уже не существует с 15-го века... почву на нем подмыло и она обрушилась в подвалы соседних домов, заполнив их вместе с собой костями и черепами...тоже наверное зрелище было еще то, куда там нарисованным пляскам смерти
Kateryna
да уж.... спускаются в подвал, например, за капустой, а там.... черепочки....
Elena S
ну вот..весь отдых обломали..а на другие кладбища нельзя???
Picciotta Bedda
Ну и музыка по теме (хотя видеоряд не в тему совсем) из Кармины Бураны. Для полноты картины так сказать
Пляска смерти связана непосредственно с Колесом фортуны, то есть жизненным циклом человека, которое может как вознести человека на вершину, так и низвергнуть в пучину нищеты и страданий, и наконец - смерти, независимо от того, кем ты был в этой жизни, королем или нищим. Смерть настигает всех.
О Фортуна ,ты изменчива как луна.
То прибываешь то убываешь.
И ничтожество и могущество тают как льдинка.
Судьба которая то угрожает нам -то тешит нас напрасною надеждою.
Ты вращаешься вечно как колесо.
Всё преходяще - и беды и мимолетное благополучие.
Фортуна,Фортуна укрытая мраком как покрывалом.
Улыбнись и мне. По твоей вине я проигрался и остался гол.
Но нет не выпал на мою долю жребий приносящий благоденствие а с ним и добродетель.
Удрученный и истощенный я вечно в горе.
Так послушайте-же сейчас бъется ли мое сердце?
Судьба сокрушила сильного и отважного Плачьте вместе со мной.
bella
неееее...я по кладбищам не люблю гулять...я, и так, за 3 года пребывания в Италии успела побывать уже на 7 похоронах с последующими походами на кладбище с посещением фамильных склепов....прогулка не из числа приятных, мягко говоря...
Elena S
чтоб так тебе повезло!!!!..и все похороны итальянцев????...надеюсь не ты их..до этого довела???
bella
ну, а кого еще, как не итальянцев....на чьи же еще похороны можно ходить в Италии???.....
Elena S
ну да..румыны и цыгане - по части Каушки...
А в нашей итальянской семейке..одни свадьбы....
bella
ахаахахах...еще не вечер...и ты откроешь для себя церемонии другого рода, нежели свадьбы....а, кстати, на крестинах еще не приходилось бывать? мне, нет пока....
Luiza
—
Так это же замечательно.У моей бабульки было 86лет,так уже за 10 лет она купила себе и мужу места на кладбище.
Elena S
нет..не приглашали, хотя 2-ое уже родились...в Неаполе и Риме...честно, мне туда ехать совсем не хочется..на сее раз свадьба в Турине..может туда и на крестины..лет через 10 попадём...
alik
Ваще похороны в Италии дело не дешёвое,хотя хоронят и от коммуны-за так,у кого денег нет,а скорее всего кримируют,в землю закапывают состоятельных,обычных в стену замуровывают. И наших соотечественников здесь кримировали-не было денег на родину отправить,в вазе прах отправляли.
olgadiddle
у нас тут недалеко открыли такую вот "печечку" для кремации.удовольствие стоит 3,5 тыс.евро .и нужно обязательно указать куда денешь прах и взять разрешение в той комуне ,где хочешь распылять или закапывать.о как ........
Ballerina
Ну вы тут темку завели , я уписалась прямо ... от страха . Хотя - чё тут ? Дело - то житейское , правильно всё ...
Picciotta Bedda
Ну мы это...для балансу чтобы уравновесить дыни с огурцами темами про кладбища и ужасы
Ballerina
Ну , чего то же писать надо - веселее и разнообразнее форум от этого становится . Я лично люблю когда есть много разнообразных тем и с удовольствием читаю . Ну это моё личное мнение конечно . Но , каждый раз захожу на форум думая "что интересного народ написал за эти дни пока меня не было?"
Picciotta Bedda
И я, и я! И не тока читаю..а даже пишу - и про лазанью, и про кладбища и про Дали
Elena S
для баланса...
bella
ахахахаах...кислотно-щелочного.....и Орбит жевать после еды не надо..почитал темки на форуме...и баланс во рту восстановлен...
Наверх страницы