Вход для пользователей

Италия. Леонардо да Винчи

Domenica аватар

В одном из своих дневников Леонардо да Винчи рассказывает притчу о человеке, которому сказали, что пора вставать, ибо уже солнце взошло, на что человек ответил: "Если бы мне надобно было совершить такой путь и сделать столько дел, сколько солнцу, я бы давно уже встал: но мне предстоит очень малый путь, и потому вставать мне не хочется". Странно, но спустя столетия о самом Леонардо будут говорить как о человеке, проснувшемся слишком рано для своей эпохи. Прекрасный и восторженный Ренессанс, увлеченный красотой и совершенством, был равнодушен к изобретениям Леонардо. Многие из его современников с сожалением замечали, что мастер Леонардо тратит время на бесполезные изобретения, вместо того чтобы полностью сконцентрироваться на живописи. Еще более их огорчали вечные эксперименты мастера с красками. Так, знаменитая "Тайная Вечеря", которую Леонардо решил писать маслом, начала разрушаться еще при жизни художника. А неспособность посвятить себя одному делу приводила к тому, что выполнение заказов затягивалось до неп
риличного.

Леонардо интересовало все, что он видел. Причем в сфере его интересов находили место даже такие странные и нелепые вещи, как сотворение зловония. Вот, к примеру, одна из его записей: "Если хочешь сделать зловоние, возьми человеческие экскременты, вонючую лебеду, если таковой не найдешь, используй капусту или свеклу. Вместе положи все это в стеклянную банку, хорошо закупорь и на три месяца держи под навозом, затем брось, где хочешь произвести зловоние, так, чтобы она разбилась". Абсурдная идея приобретает смысл, лишь когда понимаешь, что Леонардо этот метод предлагал как один из вариантов ведения войны. Как писал Джорджо Вазари, "дивным и божественным был Леонардо, сын Пьеро из Винчи, и он достиг бы великих итогов в науках и письменности, не будь он таким многосторонним и непостоянным".

Леонардо принимался за изучение многих предметов, но потом бросал их. Впрочем, современники не слишком хорошо знали Леонардо, для них он был тайной за семью печатями. Его образ жизни был непонятен. Маэстро не ел мяса, спал по пятнадцать минут каждые четыре часа, игнорируя ночь, как таковую. Писал левой рукой, что в ту пору считалось признаком недобрым, к тому же записи свои вел зеркальным письмом, что уж вовсе было непонятно и даже страшно. Его нередко видели стоящим возле виселицы с блокнотом в руке, куда он тщательно без каких-либо эмоций зарисовывал фигуру покойника, не упуская ни малейшей детали в выражении его лица и позе. К себе в дом он водил уродов и с увлечением писал карикатуры с несчастных людей. Было ли это проявлением бесчувственности или просто очередным исследованием? Для представителей низших сословий ответ был один - мастер не имеет сердца. Странный человек с прекрасной наружностью, изысканными манерами в экстравагантном дорогом платье вызывал страх у людей низшего сословия, считавшего его колдуном, который вступил в сделку с дьяволом. Некоторые изобретения Леонардо изумляли и более просвещенных людей того времени. Его замысел сотворить летательный аппарат, подобный крыльям, казался абсурдным, что уж говорить о лыжах для хождения по воде или акваланге, чтобы передвигаться по дну. Стремление гения проникнуть в сферы, недоступные человеку, отпугивало людей, как признак то ли безумия, то ли безверия.

"Только одиночество дает необходимую свободу" - эти слова довольно часто встречаются в дневниках Леонардо. И, если верить современникам художника, он был абсолютно свободен. Не имел близких друзей, почти не общался с родственниками, не был женат и не влюблялся, хотя и существует весьма туманная версия о его страсти к Джоконде и менее туманная - к мальчику, ученику по имени Салаи. Он не был патриотом и, не задумываясь, мог разрабатывать военные приспособления для герцогов как Флорентийских, так и Миланских, не говоря уже об изобретениях, появившихся на свет во время службы Леонардо при французском дворе. Сегодня его назвали бы космополитом, но в те времена подобное пренебрежение отечеством было недопустимо. Леонардо не понимали, но не могли не восхищаться.

Современное представление о Леонардо немногим отличается от представлений людей рубежа XV-XVI веков. Мы так и не знаем, каким он был на самом деле. Свои дневники Леонардо посвящал наблюдениям, исследованиям, предсказаниям, но не себе самому. Коротко, без эмоций и страстей, он сообщал о смерти матери или о кончине герцога Лодовико Моро. Это - еще одна загадка Леонардо. К кому обращался мастер в своих дневниках и почему вел их так, словно знал, что когда-нибудь они будут доступны слишком многим? Может быть, именно поэтому он не старался раскрывать душу на страницах своих тетрадей, для него гораздо важнее было поведать о тех открытиях, которые он совершил. Но, с другой стороны, известно, что далеко не все дневники гения дошли до наших дней. Утеряны или намеренно уничтожены они были, остается еще одной тайной, связанной с именем Леонардо да Винчи.



Domenica аватар
Re: Италия. Леонардо да Винчи

Детство в Винчи

"Родился у меня внук от сера Пьеро, моего сына, 15 апреля 1452 г., в субботу, в третьем часу ночи. Назван был Леонардо. Священник Пьеро ди Бартоломео из Винчи окрестил его и присутствовали при сем…" Далее дед Леонардо, Антонио да Винчи, приводит весьма внушительный список лучших людей города Винчи. Крестины мальчика состоялись в церкви Санта-Кроче, что стоит в самом центре Винчи, соревнуясь в высоте и великолепии с древним замком Гуиди. Несмотря на помпезность, с которой проходили крестины, рождение внука было для Антонио не только радостью, но и проблемой. Сер Пьеро, отец ребенка, был способным молодым человеком 25 лет от роду. По семейной традиции он стал нотариусом и блестяще справлялся со своими обязанностями. Обращение "сер" уже стало неотъемлемой частью его имени, ведь по обычаям Италии того времени именно так именовали нотариусов.

В общем, все было прекрасно, кроме одного - юноша сверх всякой меры тяготел к слабому полу. И его последнее увлечение уже принесло свои плоды, в виде маленького Леонардо. Девица Катарина, прекрасная пейзанка из Винчи, вскружила Пьеро голову, а в результате приходилось ломать голову старому Антонио. Дед быстро нашел выход из положения. Уже через четыре месяца сера Пьеро женили на 16-летней флорентийке из хорошей семьи по имени Альбера. Старый Антонио не обошел стороной и прекрасную Катарину, поспешив выдать ее за гончара по прозвищу Аккатабрига, то есть задира. Далее жизненные пути трех главных героев: отца, матери и сына - расходятся. Сер Пьеро уезжает во Флоренцию, где живет с молодой женой. А Катарина поселилась в гончарной мастерской неуравновешенного Аккатабриги.

В этой истории мать Леонардо, пожалуй, самый загадочный персонаж… О ней известно ничтожно мало. Один из самых ранних биографов Леонардо, называвший себя Анонимус Гаддиано, писал, что была она "хорошей крови". В XV веке, если о девушке говорили подобным образом, то имели в виду ее красоту, здоровье и душевную чистоту, но не происхождение. Однако, несмотря на эти неоспоримые достоинства, Катарина, в глазах старого Антонио, выглядела не более чем крестьянкой, которая и в подметки не годится блистательному серу Пьеро. Тот же Анонимус Гаддиано написал, что от Аккатабриги Катарина родила пятерых детей и дожила до самой старости. Вот и вся биография. Забрала ли Катарина своего первенца с собой или дед Антонио с женой Лючией оставили мальчика у себя, сказать трудно. Равно как, неизвестно, общался ли Леонардо с матерью вообще.

Старый Антонио по собственному, довольно суровому сценарию разыграл финал любовной истории сына и прекрасной Катарины. Но при этом именно с его легкой руки незаконнорожденный Леонардо был с первых же дней жизни записан как сын своего отца, что сыграло немаловажную роль в судьбе художника. Ведь род да Винчи известен еще с XIII века. Прадед Леонардо был хранителем печати и послом Флорентийской республики. Таким образом, Леонардо стал членом почтенного семейства. При жизни художника называли не иначе как Леонардо ди Пьеро да Винчи, подчеркивая тем самым, чей он сын. Сам же Леонардо искренне верил, что был плодом большой и светлой любви. Уже будучи зрелым человеком, в одном из своих дневников он написал: "Ребенок, рожденный лишь похотью, без любви, будет бездарным, подлым и тупым… но зачатый при великой любви и желании будет обладать великим умом и остроумием, живостью и изяществом…"

Где и с кем провел Леонардо свои первые пять лет жизни, можно только догадываться. Более или менее точные данные его биографии появляются только в 1457 г. В расходной книжке старого Антонио да Винчи спустя пять лет снова упоминается маленький Леонардо, он числится в так называемом "списке ртов для прокорма", то есть "нахлебников". В Италии эпохи Ренессанса расходные книжки с подобными списками имелись почти в каждом доме. В них входили женщины, старики, дети и слуги, в общем, те, кто едят, но денег в дом не приносят.

Дом Антонио, где теперь жил Леонардо, располагался всего в нескольких километрах от Винчи, в приходе Анкиано. Старый, добротный, без излишеств, он стоял в живописнейшем месте. Кругом росли серебристые оливковые рощи, а с балкона открывался изумительный вид на гору Монтальбано. Кроме Леонардо, деда, бабки и слуг в доме жил второй сын Антонио, юноша Франческо. Принято считать, что любовь к природе, умение наблюдать за всем происходящим и замечать самые мелкие детали этого могучего и таинственного мира Леонардо перенял от него. Франческо по складу ума был философом, по роду занятий бездельником. Днями напролет племянник и дядя бродили по склонам Монтальбано. Как пишет биограф Леонардо Джоржио Вазари, дядя Франческо научил мальчика понимать природу трав и ценить всякую жизнь, будь-то птица, зверек или шершавая гусеница. Результатом этих ликбезов стал отказ Леонардо от животной пищи из уважения к братьям меньшим и невероятно трогательное отношение ко всем земным тварям. Рассказывают, что, видя на дороге покалеченного кузнечика, Леонардо бережно поднимал его и опускал в траву, чтобы не раздавили. Но любовь любовью, а пытливый ум порой доходил до жестокости, и человек, который только что спас мошку, через минуту нещадно кромсал лягушку, чтобы посмотреть, что у нее внутри, или смазывал воском крылья насекомых. Смотреть, запоминать изучать - вот к чему тяготел маленький Леонардо.

Впрочем, не только природа питала ум Леонардо. Деревня Винчи, которая никогда не отличалась большими размерами, тем не менее имела по крайней мере один неоспоримый козырь - замок Гуиди. Жители деревни рассказывали, что замок вырос во времена великанов, "которые с великой яростью и гордыней ополчились против Неба, но были за сие наказаны". На самом же деле, все выглядело более прозаично. В XII веке по приказу герцогов Гуиди, контролировавших часть городов Тосканской провинции, между Монтальбано и долиной реки Арно была выстроена крепость, как стратегический военный пункт. Мрачная фортификация была неприступна и выглядела весьма внушительно. Со временем рядом с крепостью стали появляться убогие дома. Но поселение было настолько мало, что не дотягивало даже до деревни. К концу XIII века власть Гуиди ослабла, крепость потеряла свое значение, а на другом берегу Арно окрепла и поднялась Флоренция. В это же время горстку домов близ замка Гуиди начали называть "община Винчи". Название появилось само собой. Винчи - это ивовые прутья, из которых тосканские крестьяне плели корзины.

По большому счету, у общины Винчи были все шансы затеряться в безвестности множества других деревень Тосканы, но судьба распорядилась иначе. Теперь Винчи - город, в котором каждый дом, ресторанчик или улица посвящены памяти великого Леонардо, и мрачная башня замка Гуиди, превратившаяся в музей, возвышается над городом как апофеоз поклонения гению. А жители Винчи вместо легенды о великанах теперь рассказывают иное придание, будто бы тот, кто поднимется на саму вершину замка, познает тайну бытия. К сожалению, узкая лестница, ведущая на крышу средневекового сооружения, для посетителей закрыта. Поговаривают, что слишком много любознательных туристов пытались постичь тайну бытия, прыгая с крыши.

Что же касается коллекции музея, то здесь представлены все технические изобретения Леонардо - ужасающие, хитроумные, гениальные, многие из которых на несколько столетий опередили свое время. Чтобы придумать все это, одной жизни мало. А ведь кроме инженерных разработок маэстро детально изучал анатомию, геологию, проводил химические опыты, прекрасно пел и играл на инструментах, сочинял музыку, писал притчи и пьесы, устраивал театральные постановки и создавал шедевры живописи. Неудивительно, что при жизни его считали колдуном и слугой дьявола. Но все это еще впереди, а пока вернемся в те времена, когда "дитя любви" Леонардо с утра до ночи носился по полям Тосканы, с интересом слушая байки своего дяди, а по этой части Франческо был большим мастером. "Знаешь, о чем договорился муравей с пшеничным зерном?" - спрашивал Франческо. Леонардо отрицательно качал головой. И дядя принимался на ходу сочинять притчу о перерождении пшеничного зерна, брошенного в землю. Тем временем отец Леонардо, сер Пьеро, который почти все время проводил во Флоренции и лишь иногда заглядывал в Анкиано, серьезно увеличил свой капитал и смог позволить себе снять дом близ площади Сеньории. Его жена Альбера была бездетна, и Пьеро решил забрать незаконнорожденного сына к себе. В его планах было дать Леонардо хорошее образование, с тем чтобы сын согласно традициям семьи стал нотариусом. "Ты увидишь Флоренцию, мой мальчик, и узнаешь мир". Отец оказался прав. Блистательная Флоренция показала Леонардо все стороны жизни. Здесь он познал головокружительные победы и жестокие поражения.

Domenica аватар
Re: Италия. Леонардо да Винчи

Студия Вероккьо

XV век вознес Флоренцию на вершину славы. Это был город Паоло Учелло и Донателло. Город задиристого и непревзойденного Брунеллески и Леона Баттиста Альберти, которого называли флорентийским Витрувием. Город Гирландайо и Верроккьо. Это было начало конца. Яркий всплеск, агония в предчувствии больших перемен. Впрочем, они произойдут только в начале XVI века, а пока Флоренция слегка содрогнулась от перемен на мировом рынке. Город потерял свою монополию на шерсть и шелка. Лопнули несколько крупных банков. И старый Козимо Медичи, стоявший во главе Флорентийской республики, дабы поправить городскую казну, взвинтил налоги до неприличия. Специальные служащие, не без помощи доброхотов, отлавливали злостных неплательщиков и тех, кто пытался скрыть доходы.

Однако наряду с этим в самой старой городской аптеке "Санта-Мария Новелла" появились новинки - первые в Италии косметические препараты, предназначенные для дам и разборчивых мужчин. На капризный вкус флорентийцев предлагались ароматные масла и притирки, травяные настойки и душистые мази, улучшающие цвет кожи, а также прочие хитрости. На рынках стали пользоваться особой популярностью апельсины. В моду вошло новое блюдо "утка в апельсинах" или "утка по-флорентийски". В мастерских не смолкал стук молотков, звон наковален, шорох гончарных станков. Город Вольных Мастеров жил своей жизнью, и звонкие монеты, как и прежде, сыпались из одной мошны в другую. Как и прежде, ремесленники и адвокаты, торговцы и купцы говорили: "Сегодня удачный день. Он принес мне достаточно флоринов, чтобы прокормить семью".

На семействе Винчи экономический кризис почти не отразился. Более того, сер Пьеро - отец Леонардо, получил завидную должность нотариуса дель Подеста, то есть первого магистрата исполнительной власти. Семья заняла комнаты в пышном здании недалеко от площади Сеньории. Десятилетний Леонардо, переехавший с отцом и мачехой в город, недостатка во внимании не испытывал. Дона Альбьера - жена отца, собственных детей не имела, так что весь потенциал материнской любви отдавала Леонардо. Что касается отца, то он дни напролет проводил на службе, устроив сына в школу, где тот обучался арифметике, грамматике и музыке. Непоседливый Леонардо особого усердия в учебе не проявлял. Впрочем, по словам биографа Леонардо Джорджио Вазари, "в математике за немногие месяцы, что он ею занимался, он достиг таких успехов, что непрерывными сомнениями и сложностями не раз ставил в тупик учителя…" Живой ум юного да Винчи исследовал все понемногу. Он увлекся музыкой и остановил свой выбор на лире, на которой в короткие сроки научился отменно играть и импровизировать. В зрелые годы на страницах своих дневников Леонардо испишет не одну страницу, восхваляя и превознося музыку, называя ее "удивительной наукой, сохраняющей живыми бренные красоты смертных". Только музыку Леонардо удостоит особой чести и назовет "сестрой живописи", а живопись он ставил выше всех искусств.

Когда Леонардо впервые начал рисовать, точно неизвестно. Некоторые биографы предполагают, что еще в доме деда, в приходе Анкиано. Так или иначе, но во Флоренции он если и не начал, то, по крайней мере, продолжил свои упражнения в живописи. Тому способствовало и внутреннее стремление, и сама атмосфера города. О своем увлечении Леонардо предпочитал молчать. И только мачеха дона Альбьера знала тайну пасынка, но то ли из-за вспыльчивого характера мужа и непредсказуемости его реакции, то ли по причине природной робости, не желала об этом распространяться. Такое положение дел могло тянуться как угодно долго, если бы не ряд событий, форсировавших происходящее.

В 1464 г. на Флоренцию обрушилось известие о смерти Козимо Медичи. Началась борьба за власть. Против законного наследника, сына Козимо, был устроен заговор, закончившийся убийством. Уцелевший волею судеб 17-летний Лоренцо Медичи - внук Козимо, опередил заговорщиков и взял власть в свои руки. Во главе Флоренции снова были Медичи. Началась эпоха Великолепного. В 1465 г. скончалась мачеха Леонардо - добрая дона Альбьера. Сер Пьеро не долго пребывал в печали и уже в 1466 г. взял в жены Франческу Ланфредини, которая всего на пару лет была старше Леонардо. Юному да Винчи шел 15-й год. Сер Пьеро хоть и не славился особой внимательностью, но даже от его непроницательного ока не могло скрыться, что юноша абсолютно не интересуется нотариальными делами. А несколько рисунков, найденные в столе сына, заставили сера Пьеро иначе взглянуть на будущее Леонардо.

Надо сказать, что нотариус Пьеро да Винчи был абсолютным продуктом своего времени. Он умел зарабатывать деньги, имел связи с влиятельными людьми, в число которых довольно скоро вошел сам Лоренцо Великолепный, а также, в поддержание доброго имени, заводил знакомства с представителями мира искусства. С Андреа Верроккьо у него были сугубо деловые отношения. Сер Пьеро не раз помогал художнику оформлять кое-какие бумаги. Так что неудивительно, что именно к нему отец Леонардо принес рисунки своего сына. "Приводите вашего мальчика, когда вам будет удобно, можете прямо сейчас, - Ответил Верроккьо, взглянув на работы. - Он будет жить вместе с остальными учениками. Думаю, из него выйдет толк".

Боттега, или мастерская, Верроккьо располагалась в самом центре города. Предположительно, неподалеку от дворца Гонди. Во Флоренции XV века боттеги были привилегией не только людей искусства, но также и ремесленников. Они представляли собой довольно просторное помещение, совмещавшее в себе торговую лавку, мастерскую и дом хозяина. Двери боттег были целый день открыты, над входом висела табличка с именем хозяина. Естественно, подобные магазины-мастерские выполняли и рекламные функции. Хозяин открыто демонстрировал, насколько добротно сработан его товар. Что же касается боттег художников, то их творческий процесс всегда пользовался успехом и у потенциальных покупателей, и у зевак. К тому же в этих мастерских царила совершенно особая атмосфера. Ведь мальчики-ученики проводили здесь дни и ночи. Вместе ели, спали, растирали краски, готовили дерево, делали наброски. Учитель становился вторым отцом. Например, Донателло, который слыл очень щедрым человеком, держал деньги в узелке, и каждый из его друзей и учеников мог в любое время взять из узелка столько, сколько ему нужно, не ставя в известность учителя.

Похожая, но более сдержанная обстановка царила и у Верроккьо. Мастер был всегда перепачкан алебастром, из-за чего походил на пекаря. Хмурый и неразговорчивый, он не знал недостатка в работе. По стенам боттеги висели сломанные музыкальные инструменты, которые он чинил лучше других, всюду виднелись рисунки и наброски. Он был ювелиром, скульптором, художником и исследователем, неустанно наблюдавшим за природой. В его мастерской работали Перуджино, Боттичелли, Лоренцо ди Креди, который уже успел сделать себе имя. Леонардо начал с растирания красок и прочей черной работы, одновременно постигая законы живописи и рисунка. Друзья по боттеге с недоверием смотрели на юношу, который все делал левой рукой. Его записные книжки представлялись абракадаброй из-за зеркального письма. Необычной была и его манера рисовать. В рисунках Леонардо штриховка шла слева направо, что делало его работы уникальными. Эта необычная манера штриховки, по свидетельству современных экспертов, является куда более веским доказательством подлинности рисунков Леонардо, чем его подпись.

В боттеге Верроккьо Леонардо заявляет о себе как о гении. Когда-то, перед тем, как отвести сына к учителю, сер Пьеро спросил его: "Ты уверен, что станешь первым, а не последним?" И Леонардо сумел доказать, что он будет первым. Возможно, это всего лишь очередная выдумка из жизни гения, но работы Леонардо заставили Флоренцию заговорить о новом даровании, а отца гордиться своим сыном. В "Благовещении" - одной из ранних работ Леонардо - еще видны неточности. Правая рука Мадонны слишком длинна, цветы и трава больше похожи на пестрый ковер, а крылья ангела - это крылья хищной птицы. Однако одновременно с этой картиной Леонардо принимается за задание, полученное от Верроккьо, и делает невероятное. Зрителям кажется, что его ангел дышит. Джорждио Вазари рассказывает следующую историю. В конце 70-х годов XV века Верроккьо получил заказ на картину "Крещение Христа" и доверил своему ученику написать ангела, держащего одежды. Когда работа была закончена, Верроккьо был ошеломлен талантом подмастерья и, бросив кисти, поклялся больше к ним не прикасаться. Яркая натура Леонардо порождала немало небылиц. Одни из них прославляли его гений, другие очерняли, но куда хуже сплетен была реальность.

Благочестивые жители Флоренции считали своим долгом следить за моралью своих сограждан. Ящики для доносов, или, как их называли в Италии, висели в общественных местах. Каждый, кому не давали покоя деяния соседа, мог написать анонимку и положить листок в "Уста Правды". В одном из таких листков аноним обвинял Верроккьо, Леонардо и других довольно известных людей Флоренции в содомии. К тому же в городе начали говорить, что моделью для Давида послужил Леонардо, когда был еще в нежном возрасте. О Верроккьо давно ходили подобные слухи и, возможно, его восторженное отношение к Леонардо вызывали не только работы ученика. Но, как бы то ни было, а снежный ком сплетен начал расти. О содержании письма говорил весь город. О нем шептали в парках, на площадях, в коридорах. Два месяца длилось мучительное разбирательство, и усердием сера Пьеро да Винчи Леонардо был признан невиновным. Но город еще долго не мог забыть пикантную тему. Обида, стыд, раздражение и одиночество заполнили сердце художника. Он ушел из мастерской учителя и пустился в одиночное плавание, которое будет длиться всю жизнь.

Domenica аватар
Re: Италия. Леонардо да Винчи

Поклонение волхвов

Лоренцо Великолепный, вставший во главе Флорентийской республики в 1469 г., мало походил на своего отца Пьеро Подагрика, чье правление продлилось всего пять лет. Зато Лоренцо многое унаследовал от деда - Козимо Медичи. По крайней мере, любовью ко всему возвышенному Лоренцо был обязан именно ему. Живописцы и скульпторы, ученые и философы, поэты, архитекторы - целая плеяда талантливых людей Италии вошла в окружение Великолепного. Флоренция его времени была средоточием всего лучшего. Она задавала тон, прочие же города старались подражать ей. Лоренцо, который был далеко не великолепен внешне, с лихвой возместил сей недостаток изысканностью манер и вкуса. Он лично заглядывал в мастерские, или, как их тогда называли, боттеги, художников, замечая новых учеников и беседуя с мастерами. Не обошел стороной он и мастерскую Верроккьо. Здесь он впервые увидел юного Леонардо. Молодой человек произвел на него впечатление, но скверная история с анонимным доносом, случившаяся в 1476 г., поубавила пыл Великолепного. И прошло не менее двух лет, прежде чем правитель Флоренции вновь допустил художника к своей персоне. Он любил беседовать с Леонардо о науке и поэзии, о музыке, об искусстве и с любопытством выслушивал новые парадоксальные идеи живописца.

Что же касается самого Леонардо, то, расставшись с Верроккьо, он словно растворился в городе. Дело в том, что точно неизвестно, где художник творил свои шедевры. Временами он наведывался в дом детства в деревню Анкиано, где жил дядюшка Франческо, но подолгу там не задерживался. В доме отца ему было неуютно. Сер Пьеро, похоронивший уже вторую жену, вновь вступил в брак. На сей раз его избранницей стала Маргарита Джульелмо, которая, в отличие от своих предшественниц, горячих чувств к пасынку не питала. Она справедливо полагала, что 26-летний Леонардо должен сам заботиться о своем пропитании и жилье. Поскольку в своих дневниках маэстро ни слова не говорит о том, где он обитал в те годы, то в наследство любителям его творчества остаются лишь гипотезы. Одна из них указывает его местом жительства улицу Проконсоло, где в эпоху Ренессанса находилось большинство боттег художников. Но шумная в прошлом Проконсоло, сегодня мало чем напоминает обитель людей искусства. В лучшем случае, здесь можно встретить багетную мастерскую, с массивными рамами в витрине. Что уж говорить о следах, оставленных Леонардо?

Согласно второй версии художник снял комнаты неподалеку от Понте Веккьо - самого древнего моста Флоренции. Собственно, благодаря своему возрасту он и получил такое название Понте Веккьо, что означает "Старый мост". История Понте Веккьо берет начало с римских времен. Именно тогда здесь появился первый мост, но в 1117 г. он рухнул, ему на смену вырос другой, но и он обрушился в воды Арно. Современная версия моста появилась в 1345 г. и служит флорентийцам по сей день. Сегодня Понте Веккьо нередко называют "золотым мостом" из-за множества ювелирных лавок. Говорят, что это рай для женщин и ад для мужчин. Но в конце XV века здесь ютились рыбные и мясные магазинчики, а на вторых этажах были крошечные квартирки торговцев. Удушливый запах распространялся далеко за пределы Понте Веккьо и это, несмотря на то, что флорентийцы считались чистюлями. В общем, вполне возможно, что именно эту оживленную часть города выбрал Леонардо. Особенно, если учитывать его интерес к человеческим типажам.

Как писал Джорджио Вазари, биограф да Винчи, "он испытывал такое удовольствие при виде человека со странной головой… что мог целый день бродить следом за такой понравившейся ему фигурой…" Сохранилось немало рисунков, где маэстро запечатлел дефекты лиц. Он изучал физиогномику с усердием психолога. "Наблюдайте смеющихся, плачущих, рассматривайте кричащих от гнева и так все состояния нашей души", - писал художник в "Трактате о Живописи". Он делал множество зарисовок со случайно встреченных людей. Среди его работ можно найти цыганского атамана Скарамучча, который, естественно, не был добровольной моделью. Его портрет - это результат уникальной фотографической памяти, которую маэстро развивал с особым усердием. В дневниках он отмечал, что "получается немалая польза от того, чтобы, лежа в постели в темноте, повторять в воображении поверхностные очертания форм, прежде изученные…чтобы закреплять в памяти предметы". Наряду с этими почти карикатурными рисунками Леонардо работает над темой Мадонна с младенцем. Он делает наброски, изучает движения рук, выражения лиц. "Руки и кисти во всех своих действиях должны обнаруживать намерения того, кто движет ими… маленьких детей следует изображать с быстрыми и неловкими движениями, когда они сидят, и робкими и боязливыми - когда стоят…" Далее Леонардо досконально описывает, как должно изображать женщин, наклон их головы и положение коленей. Но слова не могут научить тому, что делал сам художник. Он создал облик Мадонны, которую потом тщательно копировал Рафаэль и не он один.

Несмотря на то что Леонардо в своих дневниках не раз упоминал о важности одиночества, он не старался избегать общества. В ту пору он нередко посещал дом Бенчи. Это семейство занимало видное место в обществе, так как управляло банком Медичи. Благодаря этому знакомству Леонардо создает первый портрет. Его модель, дочь хозяина дома Дженевра Бенчи, изображена без тени улыбки. Ее слишком бледное лицо серьезно. Это тем более странно, что современники, описывая ее привлекательность, непременно говорили об улыбке, которая таила в себе "редкую чистоту". Предполагается, что до нас дошла лишь часть работы. Утеряно изображение рук прекрасной флорентийки, которые были сложены, как у Джоконды. Кроме семьи Бенчи Леонардо тесно общается с Томмазо Мазини да Перетола, по прозвищу Зороастра. Мазини знал механику, гидравлику, был скульптором, художником. О нем говорили, что ему известен секрет, как превратить свинец в золото. Вместе они разработали проект моста, который можно было в мгновение ока перекинуть с одного берега на другой. Создали мини-модель подвижной крепости, в основании которой были колеса. Продумали систему каналов, которые бы образовали единую сеть водоснабжения. В ранних дневниках Леонардо встречаются первые разработки аппарата для дыхания под водой, самодвижущаяся повозка, приспособление для изготовления вогнутых зеркал.

Это увлечение Леонардо беспокоило сера Пьеро да Винчи. Он полагал, что сыну следует заниматься чем-то одним. И если уж дан ему талант живописца, то не следует им пренебрегать. Тем более что хитроумные изобретения Леонардо не приносили денег. Возможно, по этой причине Сер Пьеро, занимавшийся нотариальными делами монастыря Сан-Донато Скопецо, порекомендовал монахам обратиться к сыну, чтобы тот украсил алтарную часть монастырской церкви. И в 1481 г. Леонардо получает заказ на картину "Поклонение волхвов". Согласно договору он должен был завершить работу за два с половиной года. По мере разработки идеи замысел да Винчи менялся, пока не перерос в неожиданно смелое решение. Мастер с невероятной математический точностью подошел к разработке линейной перспективы. А несколько десятков фигур, даже в незаконченном виде, выглядели динамично и не походили друг на друга, что являлось большой редкостью для художников того времени. "Поклонение волхвов" осталось незаконченным. Монахи Сан-Донато, выплатившие художнику часть гонорара, негодовали, но вынуждены были передать заказ Филлипино Липпи. А леонардовское творение осталось в доме семьи Бенчи. Полузавершенный шедевр пытались дописать, а позднее отреставрировать. И то и другое могло навсегда изуродовать полотно, но оно чудом уцелело.

Более печальная участь постигла другую работу Леонардо - "Святой Иероним", которую художник начал писать в то же время и так же оставил незаконченной. Эта картина была найдена только в XIX веке. Нижняя часть ее находилась в лавке старьевщика и служила крышкой сундука, а половина с изображением головы святого была приспособлена под сидение табурета в мастерской сапожника. Если верить Джорджио Вазари, то до наших дней не дошла по меньшей мере половина работ Леонардо того периода. В конце 1482 г. художник, взяв с собой лишь дневники, оставил Флоренцию и отправился в Милан. В городе, где правил Лодовико Сфорца, он надеялся раскрыться не только как художник, но и как скульптор, изобретатель, военный инженер. Но об этом вы узнаете в следующей программе "Вокруг Света".

Domenica аватар
Re: Италия. Леонардо да Винчи

Лодовико Сфорца

"Пресветлейший государь мой, увидев и рассмотрев в достаточной мере попытки всех тех, кто почитает себя мастерами и изобретателями военных орудий, и найдя, что устройство и действие названных орудий ничем не отличается от общепринятого, попытаюсь я, без желания повредить кому другому, светлости вашей представиться, открыв ей свои секреты …" Такими словами Леонардо начинает письмо к Лодовико Сфорца - фактическому, но еще не законному правителю Милана. Далее Леонардо весьма красноречиво описывает свои способности, а также предлагает ряд изобретений, которые оказались бы полезны его светлости, как в случае войны, так и в мирных целях. Вооружившись этим нескромным, но правдивым посланием, Леонардо отправился в Милан. Впрочем, путешествие было не совсем добровольным.

Лоренцо Великолепный решил одним махом убить двух зайцев. Он предпринял весьма тонкий дипломатический ход. Зная о любви Лодовико Сфорца к музыке, Лоренцо даровал ему серебряную лиру в форме лошадиной головы, сделанную Леонардо. А поскольку никто, кроме художника, не мог играть на этом инструменте, то вместе с подарком в Милан был отправлен и сам музыкант. Таким образом, Великолепный заручался поддержкой хитрого Сфорца, а заодно выпроваживал из города Леонардо, который во Флоренции стал персоной нон-грата. Да Винчи догадывался о замыслах Великолепного. Позднее он написал: "Медичи меня создал, он же меня и уничтожил".

Но, как бы то ни было, а в 1482 г. Леонардо приехал в столицу Ломбардии - Милан, в город, раскинувшийся посреди равнины. Отсюда и его древнее название Медиоланум, которое в последствии сократилось до Милана. По приезде, Леонардо устроился у Амброджио де Предис - придворного живописца, чей дом находился на юге города недалеко от Тичинских ворот. Район называли Тичинской заставой, и каждый миланец знал мрачную историю этого места. Порто Тичинезе, как называют ворота в Милане, были построены в 1171 г. Тогда жители города готовились к очередному нападению Фридриха I, по прозвищу Барбаросса, или Рыжебородый. Миланцы не понаслышке знали, чего ожидать от императора Священной Римской империи. В городе еще помнили события 1162 г., когда после длительной осады Рыжебородый сломил сопротивление и разрушил город до основания. Так что спустя 9 лет миланцы, чтобы обеспечить городу лучшую защиту, выстроили ворота-крепость. Единственное в своем роде строение с мощными круглыми стенами. К сожалению, до наших дней от необычной постройки остались лишь камни, лежащие глубоко в основании. В XIV веке Порто Тичинезе были перестроены. Тогда же здесь разыгрались подлые, но вполне в духе времени события. В 1385 г. Джан Галеаццо Висконти в борьбе за власть устроил у Тичинских ворот засаду на собственного дядюшку Барнабо. Можно лишь предполагать, как выглядели те ворота. В XIX веке Порта Тичинезе были отреставрированы и основательно перестроены.

Но в эпоху Ренессанса ворота Тичинской заставы еще хранили свой средневековый облик. А в домах окрест них селились художники и скульпторы. Эта часть города почти не изменилась. Маленькие домики, чудом удерживающиеся на пологих берегах канала Новильо, лишь скромная ширма, за которой скрываются уютные дворы и арки. Обычно миланцы неохотно пускают чужаков на территорию внутренних дворов, но в районе Тичинских ворот дело обстоит иначе. Здесь все еще можно встретить лавки художников, бизнес которых держится на иностранцах. Трудно сказать, где именно располагался дом придворного живописца, у которого остановился Леонардо, приехав в Милан. Точных сведений об этом не сохранилось. Может быть, среди этих скромных построек.

Леонардо поражали природные странности Ломбардии. Здесь из-за частого тумана сам воздух казался матовым, так что все краски становились блеклыми и приглушенными, а очертания размытыми и призрачными. Но романтически-печальный образ был лишь искусной маской, скрывавшей истинное лицо города. А жизнь в Милане била ключом.

Во главе Миланского герцогства, хоть и не законно, стоял хитрый Лодовико Сфорца, получивший за темный цвет лица прозвище Моро, т.е. мавр. Добившийся при помощи злодеяний и коварства звания регента, он отстранил наследного герцога Джана Галеаццо от власти и самолично управлял городом. К тому же четырнадцатилетний наследник был болезненным и политике предпочитал охоту. Что же касается Лодовико, то спектр его интересов и амбиций был куда более масштабным. Как человек Возрождения, он знал, что такое истинный правитель. Примером для подражания был Лоренцо Великолепный, и Моро желал перещеголять его по части изысканности придворного общества, которое состояло из людей образованных и талантливых. Особое уважение оказывалось музыкантам. Оттого он и устроил грандиозный конкурс, на который съехались музыканты со всей Ломбардии. В этом мероприятии принял участие и Леонардо, покоривший всех звучностью голоса и виртуозностью игры. Флорентиец был единогласно признан лучшим.

В течение года Леонардо услаждал слух Сфорца и не переставал удивлять его своими способностями по части хитрых механизмов, которые да Винчи изготовлял для придворных праздников. Но Маэстро не был придворным шутом, его общество льстило Лодовико. Правитель Милана, метивший в герцоги, предчувствовал, что Леонардо способен принести городу славу. Он назначил художнику жалованье в размере 5 тысяч дукатов в год - по тем временам деньги немалые. Выделил грума и конюха. Теперь Леонардо перебрался в самый центр города. Согласно одной версии он жил недалеко от Миланского Дуомо, по другой - где-то в районе церкви Мария-де-Ля-Грация.

В апреле 1483 г. придворный живописец Амброджио де Предис получил заказ от Святого Братства Непорочного Зачатия на изображение Мадонны с младенцем, ангелами и пророками. Вместе со своим братом Еванджелисто он принялся за работу. По замыслу де Предис, это должен был быть триптих, центральную часть которого братья доверили Леонардо.

Со времен живописца Чимабуэ Мадонна изображалась на троне, что подчеркивало ее величие. Леонардо первый запечатлел Деву Марию на земле среди трав и камней, назвав картину "Мадонна в скалах". Эта работа вызвала немало нареканий со стороны Святого Братства. Монахи не заказывали изображения Иоанна Крестителя. Смущала их и картина в целом. Она притягивала, завораживала и пугала одновременно. Все в ней было двойственно от замысла до места расположения персонажей. Монахи чувствовали, что в полотне скрыта какая-то тайна, известная лишь ангелу. Крылатое существо, едва скрывая улыбку, искушало зрителя своим знанием. Братство Непорочного Зачатия решило, что это дьявол. Позднее появился второй вариант "Мадонны в скалах" - более светлый, лишенный мистики с ангелом, смотрящим вдаль.

Мнение монахов о "Мадонне в скалах" не могло повлиять на точку зрения миланских живописцев. У Леонардо появились почитатели, подражатели и обожатели. Его прозвали Флорентийским маэстро. Учиться у него было мечтой многих, но в дом Леонардо вошло лишь несколько человек, выбранных скорее из эстетических, чем практических соображений. Почти все ученики Леонардо отличались красотой: Чезаре да Сесто, Марко Д`Оджоно, Антонио Больтрафио, Анреа Солайи. Возможно, у молодых людей был талант, по крайней мере, один из них - Больтрафио - подавал большие надежды, но, войдя в мастерскую Леонардо, они навсегда остались лишь учениками великого и непревзойденного флорентийца. Впрочем, в то время юноши считали себя избранными и надеялись на блистательное будущее.

Что же касается Леонардо, то к похвалам он относился сдержанно, а возможно, и как к должному. Он знал, что может лучше. И лучшее было впереди. Печально знаменитое "Тайная Вечеря", грандиозный конный памятник Франческо Сфорца, мечты о полете и разработка крыльев, портреты, рисунки и бесчисленное количество изобретений. Но об этом в следующих программах "Вокруг Света".

Domenica аватар
Re: Италия. Леонардо да Винчи

"Тайная вечеря"

В 1492 г. Милан праздновал бракосочетание могущественного регента Лодовико иль Моро с прекрасной Беатриче Д`Эсте. "Праздничный водоворот не умещался в пределах замка Сфорцеско, и его частицы, подчиняющиеся центробежной силе, выплескивались наружу". Придворный инженер Леонардо да Винчи лично управлял торжеством и придумал немало хитрых вещиц на потеху гостям. Придворный поэт сочинил гимн в честь молодоженов, хвалебная песнь исполнялась под музыку Леонардо: Грянули хором: слава Моро! Слава Моро и Беатриче! Лишь тот узнает меру величья, Кто служит ей и великому Моро; Грянем же хором - слава Моро и Беатриче!

Беатриче Д`Эсте блистала красотой и молодостью. Впрочем, сердце Лодовико было слишком большим и любвеобильным, так что в нем хватало мета не только Беатриче, но и многим другим прекрасным дамам. До недавнего времени полновластной хозяйкой этого сердца была Чечилия Галлерани. За блестящий ум и поэтический дар современники сравнивали ее с Сафо. В ее внешности было что-то незаконченное, и это лишь добавляло очарования. Поэты называли ее каплею ртути, которая всегда в движении. Лодовико был поглощен мыслями о Чечилии и заказал у Леонардо да Винчи ее портрет. Художник изобразил примадонну с горностаем на коленях, и для потомков эта работа сохранилась под названием "Дамы с горностаем". Белоснежный зверек символизировал благородство, чистоту и власть. Что касается изображения самой Чечилии, то здесь художник использовал прием неуловимого движения. Кажется, что сеньору кто-то позвал, и она вот-вот встанет и уйдет. Поэт Бернарде Беллинчоне, живший тогда в Милане, увидев портрет синьоры Чечилии, сказал: "Ломбардским увальням и обжорам дан прекрасный урок: в конюшне, полной навоза, тосканец сумел отыскать изумительный перл чистоты и изящества…". Леонардо и сам был в восторге, правда, не от портрета, а от самой модели. Похоже, что и Чечилия не осталась равнодушна к художнику. Существует версия, будто их связывала то ли нежная дружба, то ли пылкая, но платоническая любовь.

Так или иначе, но в 1492 г. королевой праздника была не Чечилия Галлерани, которую приближенные иль Моро прочило в жены, а Беатриче Д`Эсте. Юная, капризная, не лишенная странностей - она обожала уродов, убогих и отвратительных карлов. Нижние комнаты замка наполнились этими человеческими экземплярами, и юная жена Лодовико находила в них утешение, как если бы играла с куклами. Все в ее жизни складывалось хорошо, муж выполнял любой каприз. К тому же сильно занемог Джан Галлеацо - законный герцог Милана. И у Лодовико были все шансы занять его место. По городу поползли слухи, что иль Моро приказал изобретательному Леонардо да Винчи отравить законного герцога. Повсюду шептались об отравленном дереве в его саду. Кто пустил слух, неизвестно, но экспериментальное дерево действительно существовало. В дневниках Леонардо можно найти следующую запись: "Если сделать сверлом отверстие в молодом де-реве и вогнать туда мышьяку и реальгару, субли-мированных и растворенных в водке, то это име-ет силу сделать ядовитыми плоды его или его иссушить. Но следует названному отверстию быть большим и доходить до сердцевины и быть сде-ланным в пору созревания плодов, а названную ядовитую воду следует впускать в такое отверстие при помощи насоса и затыкать крепким куском дерева". Неизвестно, чем на самом деле закончился эксперимент с наливными плодами, но в 1494 г. Джан Галлеацо умер, Лодовико Сфорца по прозвищу иль Моро стал правителем Милана, а город пребывал в уверенности, что это дело рук Леонардо да Винчи.

Флорентийца обвиняли в сговоре с темными силами. Матери прятали своих детей, когда он проходил по улице. Его считали антихристом или, на худой конец, колдуном с недобрым глазом. Опасения горожан не были лишены оснований. В замке Сфорцеско Леонардо демонстрировал ужасающие рисунки, которые шокировали даже Лодовико. "Это Бог войны", - говаривал правитель Милана, видя военные приспособления да Винчи. Колесница, оснащенная вращающимися ножами, больше походила на мясорубку. Всевозможные арбалеты, бомбарды, приспособления для уничтожения вражеских судов, костюм для хождения под водой и многое другое. Безумная фантазия Леонардо выходила за пределы человеческих представлений о войне. Вместе с тем да Винчи нельзя отказать в некоторых моральных принципах. Так, например, в одном из дневников он пишет: " Как и почему я не рассказываю о своем способе оставаться под водою столько времени, сколько можно оставаться без пищи. Этого я не обнародываю из-за злой природы людей, которые этот способ использовали бы для убийств на дне морей, проламывая дно кораблей и топя их вместе с находящимися в них людьми; и если я учил другим способам, то это потому, что они не опасны, так как над водой показывается конец трубки, посредством которой дышат…" Что это был за способ, до сих пор точно неизвестно. Видимо, да Вични изобрел некое приспособление, позволявшее обходиться без надводной трубки.

Ночные похождения Леонардо в госпитальные морги так же не добавляли ему популярности среди горожан. Его скрупулезные зарисовки мертвых тел и препарирование оных вызывали отвращение и брезгливость. Для миланцев того времени Леонардо был личностью непонятной и сложной. Человеком, который соединял в себе все самое отвратительное и самое прекрасное. Ведь те же самые руки, которые ночью изучали тела покойников, днем, вооружившись кистью, создавали самое светлое и самое прекрасное творение - "Тайную вечерю". Фреска должна была украсить стену трапезной доминиканского монастыря Мария де ля Грация. Огромное полотно было не просто иллюстрацией к Евангелию. "Когда пишешь фигуру, подумай хорошенько, кто это такой и кем ты хочешь его представить", - писал Леонардо в трактате о Живописи. И в "Тайной вечере" он не просто отразил характер каждого из апостолов, но и показал конкретную реакцию на конкретные слова "И вот, рука предающего Меня со мною за столом". Надо сказать, что сам предатель - Иуда - написан согласно представлениям доминиканцев. Он сидит среди прочих апостолов, что говорит о преднамеренном злодействе и добровольном отказе от Божьего милосердия.

Обыкновенно же Иуду изображали сидящим отдельно, подразумевая тем самым, что он жертва проклятия, павшего на него вопреки его воле. Джорджио Вазари - биограф да Винчи - писал, что приор монастыря "настойчиво требовал от Леонардо, чтобы он кончил свое произведение, ибо его удивляло, что мастер по полдня стоит в трапезной и, сделав всего один мазок, долго изучает свою работу". То ли из-за этой медлительности, то ли по другим каким причинам, но творение Леонардо, будучи еще незаконченным, начало обрастать легендами. Одна из них рассказывает, будто лик Мессии так и не был закончен. Другая - еще более невероятна, так как в ней говориться о том, что прообразом для Иуды и Христа послужил один и тот же человек. Все это лишь домыслы, так как из дневников Леонардо известно, что образ Мессии был собирательным. Да Винчи пишет: "Христос - Жиован Конте, тот, что служит у кардинала Мортаро… Алессандро Кариссими из Пармы, для рук Христа".

Рукам своих персонажей Леонардо совсем неспроста уделял такое пристальное внимание. Во-первых, руки характеризуют своего хозяина не меньше, чем лицо, а во-вторых, Маэстро и здесь не обошелся без загадок. Итальянские исследователи творчества Леонардо считают, что руки апостолов - это нотные знаки, и картину художника можно не только увидеть, но и услышать. К сожалению, точно расшифровать музыкальный ребус Леонардо пока не удалось. "Тайная вечеря" уцелела чудом. Картина начала разрушаться еще при жизни Леонардо. Маэстро слишком увлекся, экспериментируя с красками. По словам современников, да Винчи долгое время стоял перед своим творением, видя, как влажность уродует лики апостолов и Мессии. Масляные краски, которые опрометчиво использовал Леонардо для написания фрески, вздувались и отслаивались. Мириады трещин избороздили картину. Но на этом несчастья "Тайной вечери" не закончились. Спустя столетие реставраторы изуродовали полотно почти до неузнаваемости, а во вторую мировую войну в помещение монастырской трапезной попала бомба. Картину удалось восстановить только в XX веке. Реставраторы собрали ее буквально из пыли.

Более горькая участь была у другого шедевра Леонардо. Конной статуи легендарного предка Лодовико иль Моро - Франческо Сфорца. Да Винчи начал работу над колоссом еще в 1483 г., как только приехал в Милан. Многочисленные рисунки, эскизы и наброски лишь отчасти могут дать представление о том, каким мог быть памятник. Это произведение флорентийца так и осталось незаконченным. Современники Леонардо видели только семиметровую глиняную модель колосса. К сожалению, до отливки статуи в бронзу дело и так не дошло. В 1499 г. французские войска, под предводительством Людовика XII вторглись в Милан. Выпившие солдаты устроили состязание - кто точнее попадет в голову великого Франческо Сфорца. Глиняный колосс был уничтожен. И снова Леонардо был свидетелем, как рушится его творение. К этому времени Лодовико иль Моро уже покинул Милан. Ему не понадобились военные разработки Леонардо, да и памятник великого предка его уже мало интересовал. А великий флорентиец, по его милости, остался почти без средств к существованию. Моро заботился о своей судьбе, где уж ему было подумать о жаловании придворному инженеру. "Лилия расположилась на берегу Тичино, а течение унесло и берег, и лилию" - вот и все слова, которыми Леонардо охарактеризовал произошедшее. Ведь Тичино - это та самая речка, давшая название Тичинской заставе, на берегу которой поселился Леонардо, когда только приехал в Милан.

Domenica аватар
Re: Италия. Леонардо да Винчи

Трактат о полете

"…Мне приходит в голову как будто очень раннее воспоминание, что, когда я лежал еще в колыбели, прилетел ко мне коршун, открыл мне своим хвостом рот и много раз коснулся хвостом моих губ". Эта запись в дневниках Леонардо да Винчи вызывает немало споров среди исследователей его творчества. Фрейд, как обычно, все сводит к сексуальным наклонностям. Другие полагают, что это, скорее, выдумка. Будто бы Леонардо пытался внушить самому себе, что полет возможен, и только он сможет создать крылья. В подобной версии есть доля правды. Ведь в XV - начале XVI веке мечтать о полете мог только безумец. И этим безумцем был Леонардо. Но авторитет маэстро был столь велик, что его скорее считали демоном, чем чудаком. Мало кто понимал истинную причину некоторых поступков да Винчи. Например, Леонардо покупал на базаре птиц, а потом уходил за город, чтобы выпустить их на волю. Этот, казалось бы, безобидный и даже гуманный жест в глазах обывателей выглядел странным. То ли гадал художник по ним, то ли еще что замыслил, то ли добрый такой? Джорджио Вазари, биограф Леонардо, объяснял это любовью маэстро ко всему живому. Ведь и гусеницу, лежащую на дороге, художник бережно клал в траву, чтоб не растоптали.

Но, судя по дневникам Леонардо, далеко не все пернатые получали свободу. К примеру, он пишет, обращаясь сам к себе: "Произведешь анатомирование крыльев птицы вместе с мускулами груди, движущими эти крылья". Еще в Милане он приступил к ведению подробных записей о полете птиц и движении ветра. "Птица - действующий по математическим законам инструмент, сделать который в человеческой власти…Чтобы дать истинную науку о движении птиц в воздухе, необходимо дать сначала науку о ветре…" Леонардо исписал сотни листов, делая необходимые заметки о воздухе, о ветре, о строении крыльев, о поведении птиц в ту или иную погоду. Причем объектом его внимания были не только птицы, но также насекомые. "Чтобы увидеть летание четырьмя крыльями, пойди во рвы Миланской крепости и увидишь черных стрекоз". Свои записи Леонардо прервал в 1499 г., когда был вынужден покинуть Милан.

Последний год в городе Лодовико Сфорца принес да Винчи много разочарований. Семиметровый глиняный макет конной статуи, над которым Леонардо работал почти 18 лет, был уничтожен ворвавшимися в город французами. "Тайную вечерю" разъедала сырость, и прекрасное творение художника сыпалось на глазах. А многочисленные военные разработки так и не пригодились. Храбрый с виду Сфорца показал прыть зайца, когда убегал от войск Людовика XII. К тому же миланский герцог сильно задолжал художнику, так что кошелек Леонардо пребывал в весьма плачевном состоянии. В общем, все говорило о том, что пора искать новый источник доходов. И маэстро отправился в Венецию. "Я буду богатым, - писал Леонардо в своих дневниках. - Республика готова платить любые деньги, с тех пор как нашествие турок ожидается со дня на день…" Да Винчи делал ставку на свои военные изобретения. Еще в Милане он изобрел немало хитрых приемов для ведения морского сражения, и теперь представился удобный случай ими воспользоваться. Но помимо отравленных бомб, которы
е можно было забрасывать на вражеский корабль, чтобы обезвредить противника, и многих других приспособлений Леонардо более детально продумывает тактику подводных диверсий, изобретая разные способы передвижения под водой. К счастью или нет, но и Венецианская республика не воспользовалась его разработками.

Сложной и противоречивой была натура да Винчи. С одной стороны, он осуждал войну и называл человека "самым злым из диких зверей". С другой - непрестанно изобретал невообразимо жестокие средства для уничтожения себе подобных. А в довершение ко всему поступил на службу к Чезаре Борджиа, человеку, прославившемуся своей жестокостью и кровожадностью. С 1502 по 1503 г. Леонардо состоял в должности главного военного инженера. Он сопровождал Борджиа в походе на Романию и дал полный ход своей опасной фантазии, изобретая и усовершенствуя разные виды оружия. Чувствовал ли он разницу между добром и злом? Как мог один и тот же человек создавать чистые образы мадонн и страшные орудия смерти? И неужели одна и та же рука написала светлый облик Христа в "Тайной вечере", а несколькими годами позже создала почти демонический образ Иоанна Крестителя. Кем был Леонардо да Винчи? На этот вопрос не могли ответить современники маэстро и вряд ли ответят люди XXI века.

В 1503 г. Леонардо да Винчи возвращается во Флоренцию. Когда-то он покидал этот город как талантливый художник и способный к наукам молодой человек. Теперь он вернулся признанным живописцем и гениальным инженером, которому подвластны все стихии. Он покорил воду, сушу и дерзал подняться к облакам. В родном городе Леонардо вернулся к работе над летательным аппаратом. И именно во Флоренции он значительно продвинулся в своих изысканиях. "С горы, получившей имя от большой птицы, начнет полет знаменитая птица, которая наполнит мир великой о себе молвой". Большой птицей в Тоскане называли вершину Монте-Чечеро, рядом с Флоренцией и именно там маэстро намеревался опробовать свои крылья. Вероятно, полет прошел неудачно, либо вовсе не состоялся, так как разработкой летательного аппарата Леонардо занимался всю оставшуюся жизнь вплоть до самой смерти, так и не узнав, способно ли его изобретение летать. И только в 2002 г., спустя почти 600 лет, одна англичанка осмелилась совершить полет на леонардовских крыльях, воссоздав
их по чертежам маэстро. Она пробыла в воздухе ничтожно мало, всего 17 секунд, но тем не менее конструкция выдержала испытание.

Флорентийцы к дерзким замыслам Леонардо относились без должного уважения, считая их пустой тратой времени и сил. Для них да Винчи был в первую очередь живописцем. И совет Сеньории сделал Леонардо заказ, украсить новую залу Большого Собрания, которая была построена позади Палаццио Веккьо. Одновременно с ним получает заказ и Микеланджело Буонарроти, которому Сеньория отдала вторую часть стены. Был ли это коварный замысел или стечение обстоятельств - сказать трудно, но роспись стены превратилась в настоящую дуэль. Дело в том, что и тот, и другой, мягко говоря, не ладили. Причем у Микеланджело были все основания недолюбливать да Винчи из-за его небрежения к скульптуре и скульпторам. Работа скульптора "часто сопровождается великим потом, который, смешиваясь с пылью, превращается в грязь, залепляет лицо… жилище скульптора запачкано: оно полно пыли и кусков камня. Совершенно противоположное этому происходит у живописца…" Далее Леонардо расписывает как приятна, аккуратна и изысканна работа с красками. Если к подобным высказываниям прибавить модные одежды и красоту да Винчи, в противовес неказистости и неряшливости Буонарроти, то нетрудно себе представить размеры ссоры. Но, как бы там ни было, а художники взялись за дело. Леонардо выбрал историческую тему "Битва при Ангиари". Микеланджело - "Битва при Кашине". Флоренция следила за работой мастеров, затаив дыхание. Кто лучше? Оба спешили, Сеньория торопила со сроками. К 1505 г. подготовительный картон Леонардо был готов. Маэстро начал переносить рисунок на стену. И снова его неугомонный ум начал изобретать. Леонардо работал маслом - краской, которая долго сохнет, что позволяет легко исправлять неудачные места. Именно за это, художник отдавал ей предпочтение. Но в "Битве при Ангиари" надо было спешить. И Леонардо создал искусственную сушку, разведя вдоль стены огонь. И снова да Вични видел гибель собственного творения. Только теперь полотно разъедала не влага, а языки пламени. Понадобилось меньше получаса, чтобы картина Леонардо превратилась в грязное месиво. "Лошади, люди,
копья, деревья, скалы в неразличимом хаосе переплелись и смешались, сливаясь друг с другом".

Спор двух мастеров закончился ничем. Микеланджело так и не приступил к росписи стены, остановившись на подготовительном картоне. В 1506 г. он покинул Флоренцию и отправился в Рим, выполнять заказ Папы римского Юлия II. У молодого еще Микеланджело все было впереди. Его карьера шла в гору. Позади у него был "Давид" и "Пьята", впереди - роспись Сикстинской капеллы, строительство храма "Святого Петра". Для Леонардо наступал очередной период метаний и поисков. Переездов с места на место, пока в 1513 г. в возрасте 51 года он вслед за своим оппонентом в спорах не отправился в Рим. Папа Юлий II был верен своему семейству, как истинный Медичи, он собирал вокруг себя лучших: Микеланджело, Рафаэль и Леонардо. Маэстро поселился в Бельведере, где с головой ушел в математику, механику, физику, гидравлику. Он разработал множество полезных и бесполезных механизмов, опережавших свое время. Усовершенствовал то, что уже имелось. Ему было одинаково интересно создать простой приборчик для измерения влажности воздуха и наряду с эт
им - центробежный насос для осушки болот. Леонардо фонтанировал идеями. Он чувствовал время и торопился, давая себе обещания систематизировать записи и дневники. "О, время, истребитель вещей, и старость завистливая, ты разрушаешь все вещи и все вещи пожираешь твердыми зубами годов, мало-помалу, медленной смертью".

Domenica аватар
Re: Италия. Леонардо да Винчи

Смерть гения

Смерть гения всегда обрастает мифами и легендами. Ведь это итог великой жизни. Зачастую свои последние дни талантливые люди проводят в нищете, всеми забытые и покинутые. Иначе покидал этот мир Леонардо да Винчи. "Думая, что я учусь жить, я учился умирать", - писал Леонардо в своем дневнике. Что ж, и в этой науке он стал непревзойденным мастером. Да Винчи умер красиво, как суждено умирать лишь королям и бездарям. Случилось это 2 мая 1519 г. во Франции в поместье Кло-Люсе. Джорждио Вазари, биограф Леонардо, писал, что в предчувствии смерти Леонардо приказал позвать священников, "с обильными слезами исповедался и покаялся" и принял святое причастие.

В описании Вазари много неточностей, но последние часы жизни маэстро и вовсе кажутся вымыслом. Так, например, неизвестно, принял ли на самом деле Леонардо причастие или это желание потомков очистить грешную душу гения. Еще более сомнительным является другой эпизод из повествований Вазари, где автор рассказывает о приезде короля Франции Франциска I. "В это время прибыл король… из почтения к монарху Леонардо, выпрямившись, сел на постели и стал рассказывать о своей болезни и при этом высказал, что много согрешил против Бога и людей… Тут приключился с ним припадок, провозвестник смерти. Тогда король, поднявшись, взял его голову в свои руки… и божественнейшая душа Леонардо, сознавая, что большей чести удостоиться не может, отлетела в объятьях упомянутого короля на семьдесят пятом году жизни".

Прибытие Франциска I всего лишь красивая легенда. Историки уверяют, что 2 мая 1519 г. король находился далеко от Кло-Люсе, в своем замке Сен-Жермен-ан-Ле, где праздновал рождение второго сына. Но какое значение имеет правда, если вымысел так прекрасен. Тем более что Вазари в своем повествовании допускает другую, куда более существенную ошибку. На самом деле маэстро умер в возрасте 67 лет, а не в 75, как пишет его биограф. Вазари вообще неточен в хронологии и, скорее всего, в своем описании опирается на записи, сделанные неким Антонио де Беатисом - секретарем кардинала ЛуисаАрагонского. Встреча кардинала и Леонардо состоялась в 1517 г., когда его высокопреосвященство приехал в Кло-Люсе, чтобы лично встретиться с великим флорентийцем и увидеть его "божественные творения".

Секретарь кардинала тщательно записал все впечатления от встречи с маэстро. Он упомянул о том, что правая рука художника была почти полностью парализована, из-за чего Леонардо уже не мог "наносить краски со свойственной ему прежде нежностью". Это - первая ошибка Беатиса. Скромный секретарь, видимо, не знал, что Леонардо был левшой. Далее Беатис дал описание внешности флорентийца, назвав его глубоким 75-летним старцем, хотя в 1517 г. да Винчи было только 65. Впрочем, если взять за основу знаменитый автопортрет Леонардо, который датируется примерно 1512 - 1515 годами, становится ясно, почему Беатис назвал его глубоким старцем. Да Вични выглядел значительно старше своих лет. Но можно ли вообще считать, что на рисунке действительно изображено лицо маэстро? Ведь даже относительно датировки у экспертов нет единого мнения, равно как нет его и в отношении изображенного на рисунке лица. Существует версия, что на рисунке Леонардо изобразил не себя, а своего отца. Но это еще куда ни шло. Более невероятно звучит другая гипотеза, будто знаменитый "туринский рисунок" есть не что иное, как великая мистификация, созданная в XIX веке. Ее задумал и исполнил некий Джузеппе Босси, который досконально изучил манеру письма Леонардо и создал образ благообразного, могучего старца, объявив рисунок "автопортретом художника".

В общем, как говорит исследователь творчества да Винчи - Аллесандро Веццози, "когда речь идет о Леонардо, ничего определенного быть не может, все способствует созданию мифа…" И пожалуй, самой загадочной и окруженной мифами работой мастера была и остается "Мона Лиза, иль Джоконда". Именно эта работа более всего поразила кардинала Луиса Арагонского, чей секретарь сделал бесценные записи о встрече. Картина была представлена как "портрет одной флорентийской дамы, написанный во времена великого Джулиано Медичи". Упоминание этого имени нельзя считать намеком на датировку. На службе у Юлия II Леонардо состоял с 1513 г., но встречался с будущим Папой римским и ранее. Так что точный год написания полотна определить весьма проблематично. Если это реально существовавшая женщина, то почему ее загадочная улыбка украшает лица написанных Леонардо ангелов, мадонн и Иоанна Крестителя. Или улыбка была придумана маэстро задолго до написания портрета, и все эти годы да Винчи лишь оттачивал мастерство, пока не создал идеальные уста. Насмешка, презрение, доброта, обман, искушение - губы Джоконды говорят слишком о многом. Она отнюдь не прекрасна, скорее не красива. Черты ее лица размыты, из-за чего особенно выделяются глаза и эта двойственная, почти мистическая, улыбка. Ее внешность завораживает. Нельзя сказать определенно, что это за женщина. Может быть, она беременна, как полагают одни, или это портрет мертвой женщины? Да и женщина ли вообще изображена на портрете! Ведь существует версия, будто Леонардо изобразил самого себя. В то же время многие предполагают, что да Винчи "создал в согласии с природой портрет Пьеро Франческо дель Джокондо", а никак не его жены. Но кто бы ни был изображен на картине, "Джоконда" была и остается самой прекрасной работой мастера. Она восхитила Джорджо Вазари, который тщательно описал ее. "Ресницы, сделанные наподобие того, как действительно растут волосы…расположены соответственно порам кожи…В углублении шеи, при внимательном взгляде можно видеть биение пульса…Портрет почитается необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иною". Работу над "Моной Лизой" Леонардо продолжал и в Кло-Люсе, да так и не закончил. В завещании художник отказал работу Франческо Мельци - одному из своих учеников. Но Франциск I был так очарован обликом флорентийки, что приказал украсить портретом свою ванную комнату. Там-то долгие годы и улыбалась Джоконда, наблюдая за купанием короля Франции.

Отношения Франциска и Леонардо были более чем прекрасными. Король Франции был первым, кто по достоинству оценил многогранность натуры Леонардо. Когда в 1516 г. король пригласил маэстро ко двору, он просил лишь об одном - иметь возможность беседовать с Леонардо и наслаждаться его обществом. Именно при Франциске художник забыл, что такое нужда. А жизнь в поместье Кло-Люсе была истинно королевским подарком.

Кло-Люсе приобрел Карл VIII в 1490 г. Тогдашнего короля Франции очаровала не столько красота мест, сколько близость поместья к королевской резиденции в Амбуазе. С того времени отмеченное короной Кло-Люсе стало пристанищем лучших людей страны. Здесь же провел большую часть детства Франсуа де Валуа, ставший позднее Франциском I, потом в Кло-Люсе поселился его кузен, пока, наконец, обитателем поместья не стал Леонардо да Вични.

При французском дворе Леонардо имел статус первого художника, инженера и архитектора короля. Он создал проект идеального города под названием Ромолонтино, то есть Маленький Рим. Современные специалисты назвали его городом XXI века. Первые чертежи Ромолонтино появились еще в Милане, во Франции Леонардо продолжил работу над идеальным городом. По его замыслу, это должен был быть двухуровневый полис, на первом уровне которого располагались бы рабочие мастерские, магазины, хранилища, дороги для повозок. Второй же уровень предназначался для пеших прогулок и прочих удовольствий.

Да Винчи показывал королю и другие свои проекты: прообраз вертолета, планер, раздвижные мосты, подводные лодки, пулеметы. "Франциск, с этими машинами ты завоюешь мир!" - в запале восклицал Леонардо. Но Франциск I, как и его предшественники, в маэстро больше ценил живописца и устроителя праздников. Его больше радовал вид механического льва, чем идеальный город и хитрые технические приспособления.

Четыре года Леонардо жил под покровительством французского монарха. Это были годы спокойствия внешнего, но не внутреннего. Найти применение своим разработкам он так и не смог. 23 апреля 1519 г., когда маэстро уже почти не вставал с постели, он составил завещание, в котором распределил свое состояние между двумя учениками и стряпухой Мантруиной. Спустя месяц великий флорентиец умер. Если верить Франческо Мельци, самому преданному из учеников Леонардо, последними словами маэстро были: "Я чувствую себя как вода в реке. Меня уносит течение смерти…"

https://www.vokrugsveta.ru



Наверх страницы


Настройки просмотра комментариев
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Loading ...