Вход для пользователей

Достояние клана Борджиа

Domenica аватар
012[1].jpg

Эта златовласая итальянка была современницей Леонардо да Винчи, Франсуа Рабле и Христофора Колумба. Она не владела кистью, не писала романов и не открывала новых, земель. И тем не менее осталась в истории на века.

Роковой клубок
Согласно историческим хроникам, род Борджиа произошел из Испании, однако в этой стране никакими лаврами увенчан не был. Зато громкой славой отмечен в Италии, где эта семья «подарила» католикам двух крайне неоднозначных римских пап — Каликста III и Александра VI. По одной из версий, первый из них, именовавшийся в миру Альфонсо, имел скандальную репутацию, поскольку много лет был гражданским мужем своей сестры Иоанны Борджиа, и якобы этой связи обязан появлением на свет Родриго Борджиа — будущий Римский Папа Александр VI.

По другой — Родриго приходился Альфонсо-Каликсту племянником, изучал в Италии юриспруденцию и успешно занимался адвокатурой. Затем неожиданно стал военным, но с восшествием Альфонсо на папский престол также принял решение посвятить себя церкви.

Его прирожденное красноречие, а также необычайная ловкость в ведении дел быстро возвели предприимчивого неофита на ключевые посты. Хотя многие из его окружения были убеждены, что стремительным продвижением по карьерной лестнице Родриго обязан прежде всего протекции Папы Каликста. Когда Родриго получил кардинальское звание, а вместе с ним и новые материальные возможности, его алчность стала беспредельной: он охотно проворачивал выгодные дела как с маврами, так и с евреями, вопреки всем предрассудкам века и принятым тогда обычаям. Таким образом он сколотил огромное состояние, которое и помогло ему достичь папского престола. Кроме стяжательства была у Родриго еще одна страсть — женщины. Его любовные похождения обсуждались обывателями с не меньшим азартом, чем рост его благосостояния.

Еще живя в Испании, Родриго сошелся с престарелой вдовой, а потом влюбил в себя младшую из ее дочерей (по одним источникам — Розу-Ванессу, по другим — Розу Ваноцци). И когда отец-дядя Альфонсо вызвал сына-племянника к себе в Ватикан, тот сразу же перевез из Валенсии и свою даму сердца. К тому времени Роза-Ванесса уже имела от Родриго двоих сыновей, Джованни и Чезаре, а в 1480 году родила девочку, которую нарекли Лукрецией.

О детстве Лукреции достоверных сведений мало. Очевидно, она получила хорошее образование, разбиралась в музыке, живописи и поэзии, что, собственно, и требовало ее социальное положение. Что же касается увлечений историей и алхимией, то тогда это было модным поветрием и занимались этим практически все. Ну а владение несколькими иностранными языками (кроме основного, латинского) свидетельствовало не столько о широкой эрудиции, сколько об объективном положении вещей — в ту эпоху Италия, Франция, Португалия, Испания, раздробленные на отдельные княжества, существовали в смешанном языковом пространстве.

Главными же «университетами» Лукреции стали придворные интриги и дворцовая жизнь, насыщенная сугубо раблезианским колоритом. А яркая красота, горячая испанская кровь и рано пробудившаяся чувственность уже к 11 годам сделали ее пусть и полураспустившимся, но притягательным созданием.

Нравы в те времена были незамысловаты и кровавы. Видимо, поэтому никто не удивился, когда два первых кавалера Лукреции один за другим отправились на тот свет. Имена убийц также не являлись тайной, поскольку едва ли не всем было очевидно, что и Джованни, и Чезаре питали к своей сестре не совсем братские чувства. И если старший, красивый и вальяжный Джованни, унаследовал незлобивый характер матери, то Чезаре, гордящийся сходством с отцом, обнажал кинжал по любому поводу. Быть может, поэтому кардинал Родриго поспешно отправил своих сыновей учиться подальше от сестры и друг от друга — одного в Пизанский, другого в Падуанский университеты. Но это не помогло...

В 1492 году Лукреция Борджиа родила от Джованни девочку, которую тут же отдали на воспитание в крестьянскую семью. А юную грешницу незамедлительно обвенчали хоть и с титулованным, но небогатым арагонским дворянином доном Эстебаном. Это «мероприятие» было также призвано положить конец разговорам о кровосмесительной связи Лукреции с собственным отцом, который и на шестом десятке умудрялся источать неуемную жизненную энергию и сохранять живой ум. Когда же нашелся более выгодный марьяжный вариант, Борджиа просто откупились от сыгравшего свою роль бутафорского мужа.

Достойная святейшего
По случаю перерождения в том же 1492 году кардинала Родриго в Римского Папу Александра VI семья первым делом упрочила положение своих незаконнорожденных детей: Джованни получил герцогство Гандийское, Чезаре — Валенсию и Романью, а Лукреция — нового, куда более подходящего ей по положению, жениха, брак с которым обеспечивал клану Борджиа необходимый политический союз с могущественным родом миланских герцогов. В то время как богатый вдовец граф Джованни Сфорца решил обрести новую супругу, Лукреции не исполнилось еще и тринадцати. Впрочем, тогда это обстоятельство было не столь важно: будь она и старше — ее желанием все равно никто не стал бы интересоваться. К тому же ходили упорные слухи о том, что отец выгодно использовал красоту своей дочери и, по всей видимости, далеко не всегда руководствуясь ее согласием. Свадьбу с Джованни Сфорца сыграли через год, с подобающим событию размахом. Но уже через неделю сиятельного мужа и след простыл, а Лукреция вопреки обычаям за ним не последовала. Сама ли новобрачная разобралась с дражайшей половиной или ее родня указала ему надлежащее место — неизвестно. Но Сфорца редко напоминал Борджиа о своем существовании, видимо, не желая иметь дела с семьей, за которой уже тогда тянулся шлейф недоброй славы. Пребывая в таком замужестве, Лукреция вела совершенно свободную и беззаботную жизнь. Отец обеспечил любимую дочь огромным состоянием, подарил ей собственный дворец в дорогом квартале Рима. Дом Лукреции поражал роскошью. Был здесь и светский салон с целым сонмом поэтов, художников и музыкантов — меценатствовать считалось хорошим тоном во все времена.

Когда же отец семейства воцарился в Ватикане, приняв имя Александра VI, Лукреция фактически поселилась в покоях Папы, ведь проживание в ватиканском дворце сулило самый большой соблазн — возможность властвовать. С тех самых пор святая обитель превратилась в эпицентр изощренного разгула, немалая роль в котором отводилась, по мнению современников, и Лукреции. Нетрудно представить, какое раздражение должны были испытывать подданные понтифика, когда, помимо прочего, его дочь принялась заправлять делами святого отца: читать папскую корреспонденцию, созывать кардиналов на коллегии, решать — кого награждать, а кого наказывать. Поведение Лукреции, равно как и попустительствовавшего ей Папы, не могло не шокировать: каково было, скажем, послу иностранного государства или провинциальному епископу, добившимся приема у главы Церкви, увидеть вместо почтенного старца юную кокетку в вызывающих туалетах? — вопрошают современники. Интересно, была ли Лукреция таковой на самом деле? Почему отец доверял ей настолько, что позволял от своего имени решать едва ли не любые вопросы? Известен факт, что в скором времени Александр VI назначил Лукрецию губернатором городов Сполетто и Фолиньо, поправ непреложное доселе правило, гласившее, что столь высокий пост мог занимать лишь мужчина с кардинальским титулом. Однако, если верить историческим свидетельствам, Лукреция показала на этой стезе весьма недюжинные способности. Например, когда вражда между городами Терни и Сполетто грозила перерасти в кровавое противостояние, юная губернаторша в качестве «посла доброй воли» изыскала способ примирить противников. Очевидно, Александр VI направил свою дочь в бунтующие города не случайно — был уверен в уме и исключительных деловых и организационных качествах Лукреции...

«Святое» семейство
Впрочем, качества эти были присущи всему семейству Борджиа. Собственные планы Александра VI — подчинить своей власти не только все земли Италии, но и ближней Европы — требовали золота. И в этом вопросе его фантазия была неистощима. Поначалу понтифик привычно пользовался опытом предшественников: объявлял новый крестовый поход против мусульман, дабы окончательно отвоевать Гроб Господень. Это давало возможность рассылать по всему христианскому миру монахов, в обязанности которых вменялось всемерно содействовать пожертвованиям на святое дело — понятно, что собранное золото оседало в кладовых семьи Борджиа. А когда все более неконтролируемые потребности как самого Папы, так и его любимых чад перешли все границы, он изобрел собственное «ноу-хау»: на праздники приглашались знатные вельможи и богатые священники, для которых этот пир должен был стать последним: их попросту убивали, а имущество жертв — конфисковывали. «Александр VI с лихорадочной алчностью обирал и живых, и мертвых, — свидетельствует современник. — Величайшим наслаждением для него было лицезрение человеческой крови». К тому же под рукой всегда находился виртуозно владевший кинжалом Чезаре. Однако, справедливости ради, нужно сказать, что предпочтение Борджиа отдавали все-таки «бескровным методам убийства».

Яд Борджиа давно стал притчей во языцех — сотни лет про него слагались легенды. Папские химики изготовляли для Александра VI целый арсенал чрезвычайно сильной отравы. Тут и открытие Америки пришлось как нельзя кстати: во многих составах использовались неизвестные в Европе растения и коренья, специально привезенные из Нового Света. Знаменитое вино Борджиа благодаря различной «дозировке» оказывало свое действие спустя разное время — от месяца до нескольких лет. Последствия отравления таким напитком по симптомам напоминали лучевую болезнь: у обреченного выпадали волосы и зубы, отслаивалась кожа, а смерть наступала в результате паралича дыхательного центра. В случае особой надобности в качестве быстродействующего и вернейшего средства клан Борджиа пользовался своим излюбленным ядом — без цвета и запаха и не имевшим противоядия. Особо же преуспели в изощренности обращения с отравой Чезаре и Лукреция. Чезаре носил смертоносный перстень, с внутренней стороны которого выступали два львиных когтя, вот они-то при необходимости и смазывались ядом. В момент рукопожатия Чезаре легко царапал руку собеседника внутренней стороной перстня и тут же его выбрасывал. Собеседник же отправлялся в мир иной. Утверждали, что помимо перстня Чезаре владел искусством разрезать отравленным ножом персик так, чтобы самому, съев одну половинку, оставаться невредимым, в то время как отведавший другую часть плода погибал в страшных мучениях.

Что касается Лукреции, то она, как утверждала молва, вручала надоевшим любовникам обыкновенный вроде бы ключ к тугому замку ее спальни — нетерпеливый кавалер в спешке ранил пальцы о едва заметный на рукоятке острый шип и через сутки расставался с жизнью. Сколько поклонников заплатили таким образом за свою страсть к зеленоглазой красавице, точно не известно, однако говорили, что счет велся на десятки.

Впрочем, пословица, утверждающая, что тот, кто роет яму другому, сам в нее и попадет, — оказалась для Борджиа более чем реальной. Главный отравитель в итоге сам отведал своего варева! Под конец жизни Папа решил разом поквитаться с неугодными ему кардиналами и пригласил их на званый обед. Для чего заранее были приготовлены две бутылки особого вина, в хранении и обращении с которым надлежало принимать повышенные меры предосторожности. Но слуга, который не был введен в курс дела, случайно подал яд самим заговорщикам. Александр, несмотря на возраст, привычно выпил свой кубок залпом, а Чезаре разбавил поданный ему напиток водой. Отведав своего вина, оба сразу почувствовали сильные рези в желудке. У понтифика тотчас начались конвульсии, и врачи были бессильны даже хоть как-то облегчить его страдания — Папа умер, не прожив и суток. А Чезаре несколько дней находился между жизнью и смертью, однако разбавленный водой напиток потерял смертельную силу — проболев почти год, он выкарабкался. Но до этого судного часа у Папы было еще целое десятилетие безраздельной власти над всей страной.

Укрощение строптивой
Графу Джованни Сфорца, коему союз с юной красавицей принес сплошное разочарование и всеобщие насмешки, можно было только посочувствовать. Хотя судьба его хранила — он все еще продолжал жить, в то время как многим другим избранникам Лукреции везло гораздо меньше. А 5 лет спустя некие высшие соображения снова побудили Папу Александра VI выдать любимую дочь замуж — теперь ради упрочения связей с Неаполитанским королевством. Правда, на сей раз безропотный вариант не прошел — Лукреция совершенно неожиданно заявила, что в прежнем качестве возвращаться к отцу не намерена. Тогда он применил силу: ватиканские гвардейцы арестовали строптивицу и заточили в монастырь Святого Сикста. С окончательно униженным графом Сфорца поступили еще более неприглядно, объявив его больным и вследствие этого супружески несостоятельным — причина для развода более чем очевидная.

Тем временем семнадцатилетняя Лукреция, ожидавшая официального расторжения супружеских уз в монастырских стенах, сошлась с камергером Педро Кальдесом, который был приставлен к ней для надзора. Любовникам довольно долго удавалось скрывать свои отношения. Связь их выдала лишь явная беременность Лукреции. Когда же ее заметил брат Чезаре, он в ярости набросился на совратителя с ножом прямо на глазах Папы. Но, забрызгав кровью и ватиканский трон, и восседавшего на нем родителя, лишь ранил Кальдеса. И тем не менее шансов выжить у провинившегося камергера все равно не было — через несколько дней его труп выловили в Тибре вместе с телом любимой камеристки Лукреции, поплатившейся за недоносительство.

Дальше — больше: ревность Чезаре к брату Джованни и прежде была нескрываемой, а когда в начале 1497 года он узнал, что отец видит своим преемником первенца, Джованни был обречен — ему перерезали горло и утопили в том же Тибре. Спешное бегство Чезаре из города навело безутешного отца на мысль о его виновности. Александр «запытал до смерти многих знатных нотаблей, выбранных наугад», и по их показаниям убедился в этом. «Тогда, — пишет папский церемониймейстер Бурхард, — он осушил слезы и, запершись в своих покоях, утешался в объятиях Лукреции». Прошло совсем немного времени, и домой возвратился милостиво прощенный Папой Чезаре.

В знак примирения отца с сыном была устроена грандиозная охота, масштабы которой, судя по свидетельству современников, с трудом поддавались описанию.

Калейдоскоп замужеств
В мае 1498 года Лукреция родила мальчика, нареченного Джованни. На семейном совете было решено, что мать никогда не сможет взглянуть на сына, рожденного от презренного Педро Кальдеса. Но тем не менее младенца решили узаконить. Таким образом, на свет появились сразу две папские буллы: в одной Александр VI утверждал, что Джованни — сын Чезаре от связи с некой незамужней женщиной.

Вторая булла — тайная — признавала, что в действительности «римский инфант» не кто иной, как ребенок самого Папы. Этот документ Александр велел оставить якобы стой целью, чтобы узаконить передачу внуку герцогства, на которое претендовал неуемный Чезаре. Когда стало известно о буллах, семья Борджиа в очередной раз подверглась всеобщему порицанию. А спустя год после развода с графом Сфорца Лукрецию выдали замуж за Альфонсо Арагонского, герцога Бисалью, из царствующего неапольского дома. Кроме политической перспективы породниться с арагонской династией, брак с 17-летним побочным сыном короля Альфонсо II сделал Лукрецию хозяйкой состояния, которому могла позавидовать любая европейская принцесса. Впрочем, так же, как и в прежние времена, герцог Бисалья отправился к себе в Неаполь, а его супруга... вновь осталась при Папе, продолжая вести привычный образ жизни.

Получилось так, что выполнить задуманное — присоединить посредством очередного брака дочери Неаполь к римским владениям — Папе не удалось. Тогда он, приложивший к этому важному делу столько усилий, объявил зятя изменником. Относительно плачевной судьбы очередного официального супруга Лукреции исторические хроники разнятся. По одной версии, Чезаре по какому-то малозначительному поводу придрался к Альфонсо на семейном приеме и тут же заколол его кинжалом. По другой — старший Борджиа послал к нему наемных убийц, но покушение не получилось: Лукреция несколько месяцев заботливо выхаживала супруга. И Альфонсо совсем уже было поправился, но вот окончательно выздороветь ему не удалось. Все тот же Чезаре, разметав охрану, ворвался в его покои и собственными руками задушил несчастного принца.

После неудачи с Неаполем интересы Александра VI сосредоточились на севере Италии. В связи с чем он в который уже раз подобрал для овдовевшей дочери новый «политический» вариант — герцога Феррары Альфонсо д'Эсте.

Очередная свадьба Лукреции состоялась в 1501 году. Действо было организовано вполне в традициях тогдашнего Ватикана, как свидетельствовали очевидцы, «с такой пышностью и развратом, какового не знала даже языческая древность». Спустя недолгое время Лукреция вместе со своим мужем Альфонсо д'Эсте покинула Вечный город и, как оказалось, — навсегда.

Казнь «главного врага» Савонаролы совпала с торжествами по случаю рождения у Александра VI очередного отпрыска, после чего, по словам современника, «он предался самым необузданным страстям, словно сожжение врага-обличителя сняло последнюю узду с похотливости и властолюбия Папы»...

Метаморфозы
Покинув Рим, Лукреция вела в провинциальной Ферраре более чем скромный образ жизни. Словно в наказание, последний муж оказался жутким ревнивцем и постоянно вел за женой неприкрытую слежку: в герцогском дворце она жила безвыездно, как в почетном заточении. И хотя молва по-прежнему приписывает «кровавой Лукреции» жестокие деяния (например, смерть шестерых представителей знатных феррарских семей), фактами это не подтверждается.

Достоверно известно, что к новому мужу она была безразлична. Что сохранила прежнюю красоту. «Она среднего роста, стойкими чертами, немного удлиненным лицом, у нее слегка вытянутый нос, золотые волосы, рот крупноват, сверкающие белые зубы; грудь белая и гладкая, но достаточно пышная. Все ее существо проникнуто добродушием и веселостью», — писал один из очевидцев приезда Лукреции в Феррару.

Известно также, что интереса к жизни Лукреция не потеряла — герцогский замок быстро стал одним из самых блистательных дворов Европы. Она по-прежнему щедро поощряла деятелей искусства, особенно художников, отдавая предпочтение тем, кто писал картины на религиозные темы. И похоже, что страшная слава, витавшая над кланом Борджиа и самой Лукрецией, пугала немногих — в ее доме бывали великий итальянский живописец эпохи Ренессанса Лоренцо Лотто (кстати, создавший прекрасный портрет хозяйки), известные поэты того времени Никколо де Корреджо и Пьетро Бембо. А один из них — Лудовико Ариосто — в «Неистовом Роланде» посвятил Лукреции хвалебную октаву.

Между тем клан Борджиа шел к своему закату. В 1503 году жертвой своего коварства пал Александр VI. Всего на год пережила своего мужа мать Лукреции, графиня Кастильская (для получения этого титула ей пришлось вступить в фиктивный брак с комендантом Ватиканского дворца). Со смертью всесильного Папы померкла и звезда Чезаре — родственники ограбленных княжеских семей восстали и с помощью оружия вернули себе законные владения, лишив наследника Александра VI всего нажитого ценой крови. Брак Чезаре с Шарлоттой Наваррской, родственницей французского короля, не спас положения — по свидетельствам того времени, Чезаре вел довольно жалкое существование, он даже вынужден был пойти на королевскую службу, где и был убит в очередной межклановой разборке — даты разнятся: либо в 1507-м году, либо в 1513-м... Лукреция, по свидетельству современников, приняла эти известия равнодушно. За несколько лет до кончины она вдруг стала очень набожной, вступила в ассоциацию мирян при Ордене Святого Франциска. Она окончательно перестала принимать гостей, вместо роскошных нарядов носила искупительную власяницу. И едва ли не сутками пропадала в городском храме — возможно, предчувствовала скорую смерть.

Весной 1519 года она почти не вставала с постели: очередная беременность иссушила последние ее силы. Врачи решили вызвать досрочные роды, но у роженицы внезапно начались произвольные схватки и на свет появилась недоношенная девочка, умершая в тот же день. Из-за родильной горячки не удалось спасти и мать: 24 июня 1519 года Лукреция Борджиа умерла в возрасте 39 лет.

Отпевал усопшую последний любовник Лукреции — кардинал, живший при дворе ее мужа герцога Альфонсо д'Эсте.

На ее могильной плите высекли такие слова: «Здесь покоится Лукреция Борджиа, дочь, жена и невестка Папы Александра VI».

Послесловие
Если учесть все вышеизложенное, может показаться странным тот факт, что власти расположенного на севере Италии городка Феррара, где Лукреция Борджиа провела оставшиеся годы жизни и где находится место ее упокоения, каждый год 5 февраля устраивают в ее честь торжества, сопровождаемые красочными представлениями, карнавальным шествием и танцами. Помимо этого, осенью прошлого года в римском Палаццо Росполи открылась выставка, на которую фонды 54 музеев представили 234 экспоната, посвященные династии Борджиа. Организаторы действа признавали, что история этого семейства связана с различными заговорами, убийствами и инцестом, но при всем этом сама Лукреция, по их мнению, должна быть реабилитирована. И произойти это, по их мнению, может на том простом основании, что она никого не травила и, скорее всего, не состояла в кровосмесительных связях со своими ближайшими родственниками. Версий, призванных возвратить прекрасной итальянке доброе имя, было выдвинуто несколько. По одной из них, Лукрецию — в отместку за обвинение в супружеской несостоятельности — оклеветал ее бывший муж Джованни Сфорца, повсюду твердивший, будто Римский Папа потому расторг брак своей красавицы дочери, что намерен был оставить ее для себя. После чего слухи об этом пошли гулять по свету, обрастая немыслимыми подробностями. По другой — утверждалось, что у Лукреции было несколько неудачных беременностей, и она вообще осталась бездетной...

Так это или иначе, но даже сейчас, по прошествии пяти веков, вряд ли кто-то станет спорить с тем, что Лукреция, несомненно, была частью и орудием политических интриг Папы Александра VI и дворцовых перестановок, которыми «увлекался» ее брат Чезаре, распространивший влияние семьи Борджиа на всю Италию. Подлинных же документальных свидетельств, способных пролить свет на эту историю, осталось не очень много. И тем не менее жители Феррары не оставляют надежду на то, что в один прекрасный день им все-таки удастся доказать миру, что прекрасная Лукреция стала жертвой наветов, зависти, а также непомерного честолюбия и нечеловеческой гордыни собственных отца и брата.

В поисках истины
История убеждает, что в деятельности каждого правителя существуют свои сильные и слабые стороны, просто у кого-то их больше, а у кого-то — меньше. С кланом Борджиа вроде бы давно все ясно: на протяжении нескольких лет это семейство, погрязшее в преступлениях, беззастенчиво расхищало казну и позволяло себе то, что непозволительно в принципе. И тем не менее современного читателя, возможно, озадачит вопрос — почему Лукреция Борджиа не считала нужным скрывать скандальную связь с отцом и братьями? Почему католическая церковь закрывала глаза на тот факт, что Римский Папа официально признал очередного рожденного Лукрецией мальчика (своего внука) своим сыном? А главное — как со всеми этими реалиями жила Италия?

Так вот, на самом деле и народ — не молчал, и праведники — негодовали. Например, Савонарола, неистовый флорентийский проповедник, неустанно призывал итальянцев к реформе нравов, а католическую церковь — к самоочищению. С ним дело обстояло следующим образом. Вначале Александр VI не имел никаких причин ненавидеть Савонаролу, но начиная с 1495 года Папе стали приходить письма из Флоренции и Милана, обличающие монаха: что-де настоятель собора св. Марка раздувает ненависть не только к семейству Медичи — королевскому дому Франции, — но и к самому папскому престолу. Борджиа-старшего охватил гнев: о его скандальных похождениях опять стали много говорить по случаю предстоящего появления у него очередного, шестого или седьмого по счету, отпрыска, Савонарола же — не уставал призывать к жизни чистой и добродетельной. И 21 июля 1495 года Папа Римский Александр VI послал Савонароле хитрое письмо: «Любезный сын, спасение тебе и апостольское благословение! Мы слышали, что среди всех, кто трудится в винограднике Божием, ты отличаешься особенной ревностию. Этим мы чрезвычайно довольны и возносим за это хвалу Всемогущему Богу. Слышали также, что ты утверждаешь, будто все, тобой предсказываемое о будущем, исходит не от тебя, а от Бога. Мы желаем, поэтому ... поговорить с тобой о том лично, чтобы, узнавая через тебя, чего хочет Господь, мы могли исполнять волю Его. А посему, в силу святого послушания, убеждаем тебя по возможности скорее прийти к нам. Ты найдешь у нас встречу любовную и милостивую». Савонарола, премного наслышанный о нравах клана Борджиа, сказался больным и в Ватикан благоразумно не поехал. И тем не менее уберечь себя не смог... Когда убили герцога Джованни, все открыто говорили, что это — дело рук его брата Чезаре. Казалось, это неслыханное преступление тронуло наконец-то сердце отца — вроде бы Александр VI в первый и едва ли не единственный раз в жизни начал раскаиваться в своих бесчисленных прегрешениях и даже назначил комиссию из шести кардиналов «для расследования убийства и реформы церкви, чтобы избавить ее от скверны». Заодно этой же комиссии было поручено расследовать и дело Савонаролы, который в своих проповедях будто бы насмехался над постигшим Папу отцовским горем. На самом же деле Савонарола написал тогда свои обличительные «Письма к государям», одно из которых попало к Борджиа, и у семьи наконец-то появился конкретный «компромат» на дерзкого монаха. Истинного убийцу комиссия так и не нашла, но вот с главным врагом поквитались — Савонарола был арестован, подвергнут жестоким пыткам и 23 мая 1498 года публично сожжен на флорентийской площади Синьории.

https://www.vokrugsveta.ru



Domenica аватар
Re: Достояние клана Борджиа

Лолита эпохи Возрождения

Легенда об «исчадиях ада» — семействе Борджа — до сих пор витает в Вечном Городе, несущем на себе следы их владычества — то ли шрамы, то ли украшения. Пассионарные испанцы Борха (Borja), ставшие в Италии Борджа (таково общепринятое современное написание их фамилии, хотя традиционно итальянизированный вариант их фамилии, Borgia, транслитерировался по-русски как «Борджиа»), были подлинными хозяевами Рима конца XV — начала XVI веков. Борджа — чуть ли не единственное личное имя, до сих пор сохранившееся в топонимике Ватикана: прямо на юг от площади, раскинувшейся перед великой базиликой св. Петра (Basilica di San Pietro), за Сикстинской капеллой (Cappella Sistina), мы находим Борджианский двор и Апартаменты Борджа (Appartamento Borgia), украшенные лучшими художниками Возрождения, Борджианский музей и величественную библиотеку их имени. Будучи в Риме, нельзя не осознавать, что облик главного города Италии во многом стал таким, каков он есть, благодаря представителям этого испанского семейства, часто называемого первой мафиозной семьей в истории.

Под сенью папского крыла
На Апеннинах Борджа считались «варягами», чужаками, выскочками. Их родиной была Испания, Хатива. Родовой замок Борха, выросший из римского укрепления среди валенсийских равнин, до сих пор возвышается над городом на одном из холмов.

Первым Борха/Борджа на итальянской земле был Альфонсо (Алонсо) де Борха (Alfonso de Borja, 1378–1458), каноник из Лериды, добившийся поста епископа Валенсии, кардинала и, наконец, папы римского под именем Каликста III (Calixtus III, 1455–1458). Папой Альфонсо стал не благодаря добродетелям и не вопреки грехам — итальянцам нужна была компромиссная фигура, и семидесятисемилетний испанец вполне подходил. Кардиналы и не заметили, как их ставленник перетащил ко двору половину своей родни. Среди них оказался и его племянник — Родриго Борджа (Rodrigo Borgia, 1431–1503). В двадцать пять он был уже кардиналом, что, однако, не мешало ему заводить самые широкие любовные связи. В истории Родриго Борджа больше известен как папа Александр VI (Alexander VI, 1492–1503), стать которым ему помогли природные ум, хватка и большой кошелек. В его жизни было не так уж много приоритетов — власть, деньги, женщины и объединенная Италия. И было бы трудно обвинить Александра в пристрастии к любому из них, не будь он духовным лицом, но вышло так, что ему было суждено остаться в исторической памяти олицетворением разврата и коварства.

Из десяти своих детей понтифик больше всего любил тех, кого родила ему аристократка Ваноцца Катанеи (Giovanna Cattanei, detta Vannozza, 1442–1518), — Чезаре (Cesare Borgia, 1475–1507), Джованни (Juan Borgia, 1474–1497), Лукрецию (Lucrezia Borgia, 1480–1519) и Джофре (Gioffre Borgia, 1481–1517). Впятером они и стали знаменитой семьей Борджа, связанные между собой, согласно молве, нитями заговоров и кровосмешением. О каждом из них можно написать не одну увлекательную статью, но мы остановимся на Лукреции, ведь дам принято пропускать вперед.

Domenica аватар
Re: Достояние клана Борджиа

Невинное дитя порока
Внешность прекрасной Лукреции описывали так: «Среднего роста, грациозных очертаний. Лицо её удлиненное, нос — хорошей формы, волосы золотого цвета». Эта девочка-женщина писала отцу письма, в которых обращалась к нему «ваше святейшество». Она стала вершиной многих треугольников, острием своим равно направленных в грудь и союзникам, и противникам семьи. И все же выстроенный веками образ коварной женщины-вамп не имеет под собой фактологической основы.

Лукреция родилась 18 апреля 1480 года в местечке Субьяко, что в 106 км от Рима: её отец тогда ещё старался не давать поводов для сплетен о своей тайной семье. Хотя первые годы Лукреция провела в доме матери на пьяцца Пиццо ди Мерло (piazza Pizzo di Merlo), когда та уже разошлась с Родриго и к дочери была холодна. Тем не менее Лукреция получила хорошее образование, дополнившее привлекательность её тела изящностью развитого ума. Ей преподавали историю, математику, литературу и древние языки. Она свободно говорила по-итальянски, французски и каталонски. К ней рано пришло увлечение музыкой и поэзией. Позже, став герцогиней, Лукреция начнет собирать автографы Данте (Dante Alighieri, 1265–1321) и Петрарки (Francesco Petrarca, 1304–1374).

Лукреции было двенадцать, когда её отец взошел на апостольский престол. С тех пор она жила в палаццо Санта-Мария-ин-Портико (palazzo di Santa Maria in Portico). Там ей занималась добродушная Адриана де Мила (Adriana de Mila, 1455–?), двоюродная сестра отца, одновременно присматривавшая и за папским «гаремом», в который были превращены дворцовые покои. Окружающая обстановка, что легко понять, не воспитала в девушке ни твердой нравственности, ни женской стыдливости, сведя по молодости её представления о любви к томлению плоти.

Вероятно, именно по этой причине над её любовью к отцу и братьям будут веками витать обвинения в инцесте. Поводом для злых слухов послужили две буллы Александра VI, обнародованные 1 сентября 1501 году. В первой из них отцом недавно рожденного сына Лукреции, Джованни (Giovanni Borgia, 1498–1548), был назван её брат Чезаре, а во второй — сам понтифик. Но, как ни странно, эти документы свидетельствуют скорее о попытке соблюдения приличий и боязни позора, чем о распущенности папы и его сына. Дело в том, что Джованни был рожден восемнадцатилетней Лукрецией вне брака. Его настоящим отцом был, вероятно, папский посланник Педро Кальдес (Pedro Caldes, ?–1498) по прозвищу Перотто (Perotto). Грех Лукреции надо было скрыть, иначе пропадали все шансы на удачную женитьбу. Так вот, для того, чтобы спасти честь дочери и одновременно сохранить за внуком родовое имя Борджа, Александр VI и записал себя в отцы ребенка — в случае необходимости, он мог бы свидетельствовать, как «отец» Джованни, о непричастности Лукреции к этой истории.

Отцовская любовь
Судя по письмам, Александр VI и его сыновья были действительно очень привязаны к Лукреции, всегда были готовы в буквальном смысле уничтожить любого, кто решится бы на нее посягнуть. Эту любовь, правда, часто уподобляют любви к собственности, которой можно распоряжаться по своему усмотрению, ибо Лукрецию превратили в валюту для установления политических контактов с соседними государствами. В 1491 году её успели просватать дважды, правда, до свадьбы дело так и не дошло. Брак же 1493 года с Джованни Сфорца (Giovanni Sforza, 1466–1510), правителем Пезаро, понтифик в конце концов счел бесперспективным. Освободились от Сфорца легко: 20 декабря 1497 года кардинальский суд объявил брак недействительным по причине импотенции мужа. Джованни был глубоко оскорблен формулировкой и всю оставшуюся жизнь утверждал, что Александр VI отнял у него жену для собственных любовных утех. Поэт Джакопо Саннацаро (Jacopo Sannazaro, 1458–1530) добавил перца, составив ещё при жизни папской дочери её эпитафию: «Здесь лежит женщина по имени Лукреция, на самом деле она была Таис, дочь, жена и сноха папы Александра».

Менее чем через год, 21 июля 1498, Лукреция вышла замуж за Альфонса Арагонского (Alfonso d'Aragona, 1481–1500) — герцога Бисельи и князя Салерно, внебрачного сына неаполитанского короля Альфонсо II (Alfonso II di Napoli, 1448–1495). Девственность невесты была необходимым условием для брака, и специальная папская комиссия торжественно её подтвердила.

Лукреция признавалась, что любит супруга. Она почти сразу забеременела и родила сына Родриго (Rodrigo Borgia, 1499–1512), который умер в возрасте 13 лет. Тем временем Альфонсо стал не нужен папскому двору: Рим решил сделать ставку не на Неаполь, а на Францию. Кроме того, герцог нажил себе лютого врага — Чезаре Борджа, который бешено ревновал его к Лукреции. 18 августа 1500 года Альфонсо задушил оруженосец Чезаре Микелотто (Michelotto). Лукреция была безутешна. И тем не менее она простила Чезаре, которого считали инициатором этого убийства, продолжая искренне любить беспутного брата.

Но не успели на её глазах высохнуть слезы, а отец уже готовил новый брак. 30 декабря 1501 года Лукреция вышла замуж за Альфонсо д’Эсте (Alfonso I d'Este, 1476–1534) — наследного сына герцога Феррары Эрколе I (Ercole I d'Este, 1431–1505). Вопреки расхожему мнению, этот брак был не так уж безнадежен. Даже Бернадино ди Проспери, доверенный человек маркизы Мантуи Изабеллы (Isabella d'Este, 1474–1539), недолюбливавшей Лукрецию, сообщил своей госпоже, что молодая жена Альфонсо «ничего другого не желает, как угодить герцогу [свекру] и мужу». Лукреция старалась: она подарила Альфонсо четверых детей, трое из которых, что особенно важно, были мальчиками. Конечно, муж был холодноват с ней, но Лукреция вполне умела себя развлечь.

Domenica аватар
Re: Достояние клана Борджиа

На радость Байрону
Главное, став наследной герцогиней Феррары, Лукреция получила право на относительную самостоятельность и с удовольствием взяла на себя обязанность поддерживать статус Феррары как одного из главных центров итальянской культуры. При её дворе были собраны лучшие поэты, певцы и музыканты. В залах герцогского дворца блистали Лудовико Ариосто (Ludovico Ariosto, 1474–1533), Эрколе Строции (Ercole Strozzi, 1473–1508), Паоло Поччино (Paolo Poccino) и Николо Падова (Niccolo Padova). Лукреция — «жемчужина этого пира, — писал один французский офицер о феррарском дворе. — Я бы сказал, что ни в наше время, ни задолго до нас не было такой прекрасной принцессы. Она хороша собой, доброжелательна, любезна. Муж её — человек храбрый и талантливый, но в этом большая заслуга его жены». Среди талантов, окружавших Лукрецию, был и её любовник — кардинал и поэт Пьетро Бембо (Pietro Bembo, 1470–1547). Когда спустя 400 лет лорд Байрон (George Gordon Byron, 1788–1824) в Амброзианской библиотеке (Biblioteca Ambrosiana) Милана найдет письма Бембо к Лукреции, они покажутся ему «самыми прекрасными любовными посланиями в мире». На память «об этом чуде» Байрон возьмет себе золотой волос из пряди Лукреции, хранившийся между письмами.

У рассказов о коварстве Лукреции и её манере избавляться от своих любовников и врагов при помощи яда нет подтверждений. Хотя этот штамп, закрепленный в популярной литературе, вероятно, никогда не потеряет своей привлекательности для массовой аудитории. При этом за пределами внимания остаются отзывы многих современников, рисующих герцогиню Феррары доброй и участливой, всегда старающейся помочь тем, кто попал в беду. Об этом свидетельствуют многие её прошения, направляемые в суд для смягчения приговора тем, кто, по её мнению, был несправедливо обличен. Понимая, что значит жизнь без материнского тепла, она старалась согреть заботой не только родных детей, но и молодых людей из своего окружения. Её отношение к слугам было терпеливым и приветливым. Лукреции удалось расположить к себе даже старого свекра. Может быть, Лукреция и не любила своего третьего мужа, но она всегда старалась поддержать его в трудные моменты, даже когда в 1510 году его отлучили от церкви (Альфонсо был противником римской экспансии на север Италии). В общем, то, что могли увидеть современники 500 лет назад, заметно отличается от того, что принято видеть сейчас.

«Добрая герцогиня»
Кроме чуткого сердца, Лукреции было ещё одно редкое качество — она умела думать. Видно, в ранней юности Лукреция, часто присутствовавшая на аудиенциях папы, не только смеялась над кардиналами и смущала их открытостью своих нарядов, но и училась управлять. Деловой хваткой она явно пошла в отца. В 1499 году Александр VI, решив опробовать способности дочери, на несколько месяцев назначил её правительницей Сполето (Spoleto). Получив власть и деньги, девятнадцатилетняя девушка показала себя хорошим управленцем. По крайней мере, ей удалось предотвратить конфликт между Сполето и Тернии (Ternia), грозивший перерасти в кровавое столкновение.

Но в полной мере дипломатические качества Лукреции проявились во время затяжных Итальянских войн, в которых с 1509 по 1512 годы принимал участие её третий супруг. Лукреция не только взяла на себя переписку с соседними итальянскими государствами, стараясь склонить их на сторону мужа, фактически Альфонсо передал в её нежные руки управление всем герцогством. И она показала себя совсем неплохо, вникая даже в сугубо военные дела. Да и не впервой ей это было: в 1503 году она на свои деньги сформировала небольшой наемный отряд, чтобы послать его на помощь Чезаре, который лежал в горячке в фактически осажденном замке Святого Ангела.

Однако, пожалуй, истинным призванием Лукреции был разбор частных петиций. По свидетельству современников, она делала это с завидным «умом и тактом», а 31 июня 1505 года Лукреция даже организовала специальную комиссию по рассмотрению ходатайств. Видно, это действительно получалось у нее хорошо, по крайней мере, у феррарцев она заслужила имя «доброй герцогини».

С течением времени в Лукреции открылся и талант предпринимателя. Карл Маркс (Karl Heinrich Marx, 1818–1883), наверное, очень бы удивился, узнав, что Лукреция Борджа — живой символ «морального разложения феодализма» — была одним из первых представителей итальянской аристократии, кому удалось освоить капиталистические методы ведения хозяйства. Об этом пишет в своей новой работе американский профессор Дайан Гирардо (Diane Ghirardo). Ей удалось отыскать новые документы, позволяющие взглянуть на герцогиню Феррары как на удачливого предпринимателя.

В 1512 году Лукреции в наследство достались земли её рано умершего сына Родриго. Поскольку большая часть из них представляла собой болотистую равнину, герцогиня Феррары решила заняться их мелиорацией. Заложив часть драгоценностей, Лукреция наняла рабочих, и через год-два все было готово. Заново обретенные земли Лукреция начала сдавать в краткосрочную аренду. Плата взималась не продуктами, а деньгами, что стимулировало развитие товарного производства. Полученные деньги пускали не на развлечения или покупку драгоценностей, а либо на приобретение новых земель, либо на совершенствование дренажной системы на старых участках — строили каналы, шлюзы и плотины. Постепенно площадь земель, принадлежащих Лукреции, достигла 50 тыс. акров (немного больше 20 тыс. га).

Судя по всему, Альфонсо не вникал в «бизнес» жены и «спонсорскую помощь» ей не оказывал. А тем временем в имениях Лукреции продолжали строить дома для рабочих, конюшни и амбары. На землях герцогини выращивали зерновые, бобы, оливы и тростник. Но основной доход она получала от скота — на рынке хорошо шли сыр, молоко, говядина, бычьи шкуры и овечья шерсть. Судя по приходно-расходной книге за 1518 год, доход вдвое превышал расходы, а общая прибыль составляла около 3 тыс. золотых дукатов.

Разные грани божественного

И в заключение нельзя, конечно, обойти и всеми любимую тему неистощимого сладострастия Лукреции. Судя по всему, современники были правы — Лукреция не была чужда плотским утехам. Неизвестно наверняка, сколько на самом деле было у нее любовников — ведь эти предположения не документированы. Почти нет сомнений в том, что она принимала участие в экстравагантных пирах, устраивавшихся Александром VI, которые современники не раз сравнивали с римскими оргиями. Существуют свидетельства её любви к разнообразным эротическим зрелищам, причем не всегда «гламурным». Так, до нас дошел рассказ об интересе Лукреции к наблюдению за спариванием лошадей. Есть и предположения о том, что герцогиня не чуждалась и однополой любви, по крайней мере, её не смущала бисексуальность одного из её любовников — маркиза Мантуи Франческо Гонзаго (Francesco II Gonzaga, 1466–1519), свояка Лукреции, женатого на сестре Альфонсо д’Эсте Изабелле.

Интересно то, что при всей своей сексуальной свободе Лукреция была набожным человеком — как, впрочем, все Борджа, и это не было ханжеством, в противном случае свекор Лукреции — человек искренне верующий — рано или поздно почувствовал бы фальшь, а ведь они и сблизились с невесткой на любви к хоровому монастырскому пению. Поездки по монастырям были их любимым занятием, особенно во время Великого Поста. Лукреция приглашала в дворцовые покои проповедников, делала многочисленные заказы художникам, специализировавшимся на религиозной тематике, основала несколько больниц и монастырь. С возрастом она все больше любила уединяться в святых обителях. Несмотря на все её ум и хитрость, в ней оставалось много детской непосредственности, позволяющей левой руке не знать о том, что творит правая. У нас нет сомнений в том, что Лукреция была искренней в своей вере. Но её Бог был, в первую очередь, Тем, кто превратил на браке в Кане воду в вино, — неким эпикурейцем, даровавшим людям радости плотской жизни, понимающим их слабости и закрывающим на это глаза. Бог Духа, Бог аскета Савонаролы (Girolamo Savonarola, 1452–1498), Бог страдания и принесения в жертву своих желаний остался ей незнаком. Проживи Савонарола чуть дольше, он в своих проповедях на площадях Флоренции добрался бы и до Лукреции, выбрав ей подходящее место в одном из адских кругов.

Domenica аватар
Re: Достояние клана Борджиа

Надо заметить, что полярность внутреннего мира была характерна в ту эпоху не только для Лукреции. На это обратил внимание ещё Йохан Хейзинга (Johan Huizinga, 1872–1945) в своей знаменитой «Осени Средневековья» (1919). Он первым заметил, что XV–XVI века были временем людей, «обуреваемых страстями, чьи пышно расцветшие, пылающие багряным цветом грехи временами заставляли вспыхивать их рвущееся через край благочестие».

Однако не стоит полагать, что жизнь Лукреции Борджа состояла из одних наслаждений плоти. Её тело было обречено переносить и тяжелые страдания. Особенно трудно ей было во время беременностей. Последняя из них окончилась смертью не только ребенка, но и матери. Лукреция Борджа умерла 24 июня 1516 года в возрасте 39 лет. Возможно, столь трагическому концу поспособствовал сифилис, которым Лукреция могла заразиться от Франческо Гонзаго.

Следуя традиции Джакопо Саннацаро, мы бы предложили для могильной плиты Лукреции такую надпись: «Здесь лежит Лукреция Борджа, которая была умна, добра и порочна».

Павел Котов, Анна Одина, 12.03.2009

https://www.vokrugsveta.ru/



Наверх страницы


Настройки просмотра комментариев
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Loading ...