Большой "культурный пробел" (в архитектуре, скульптуре, градостроительстве и сохранности памятников старины, вернее, в пренебрежении таковой), что был столь свойственен бывшим московским властям, как выясняется, совсем не феномен одной лишь Белокаменной. И это, что уж тут скрывать, всегда отчасти радует. Исключительно по причине национального эгоизма. То, что и в Европе отмечаются очень похожие бескультурные проявления, не может не бальзамировать раны от домашней ампутации частей и целых блоков культурного наследия.
А ведь дело в данном случае происходит даже там, где забота "об отеческих гробах" вроде бы доведена до культа и усвояется еще на генетическом уровне - во Франции и Италии.
Здесь "на культуре" споткнулись сразу два главных "мальчиша-плохиша" Европы, французский президент Николя Саркози и итальянский премьер Сильвио Берлускони.
На Саркози свалился Национальный Архив
О том, что произошло в Помпеях, где обрушился дом, переживший, извержение 79-го года нашей эры, достаточно хорошо известно, и об этом можно поговорить ниже.
Меньше известно о "культурном бунте" против Николя Саркози. Он, кстати, только на днях "отпраздновал" большую победу над "радикалами" - на этой неделе обрел силу закона его билль о повышении пенсионного возраста для французов и француженок, вызывавший все лето и осень "пенсионные бунты".
Теперь перед Le Sarko выросли новые баррикады - у здания Национального Архива Франции. Самые настоящие, только не из булыжника, а из-под коробок для книг и документов. Сотрудники взбунтовались против намерения президента забрать большую часть помещений под Музей национальной истории и национальной идентичности и завалили, перекрыли подходы, дабы, как выразился один архивариус, "не пустить захватчика". "Ни один историк не может принять использования истории для служения политической идеологии, узким, эксклюзивным (так и сказано) формам национализма", бросил известный профессор истории Сорбонны Николя Оффенштад.
Когда люди, коим вверено хранение бесценных национальных документов, собственно национального достояния и истории, начинают так отзываться о собственном президенте и "его музее", это уже несколько больше, чем, скажем, критика оппозиции. Это уже даже не намек на нефранцузскость Елисейского дворца, а констатация национальной непринадлежности.
Вы националист, месье!
По большому счету, все снова "по-саркози". Николя Саркози хочет создать музей "во имя себя" и, среди прочего, увековечить в нем в хронологическом порядке великие фигуры французской истории. Этот пантеон грандов должен регулярно пополняться и, по логике вещей, последний кандидат - сам Николя Поль Стефан Саркози де Надь-Боча, сын венгерского иммигранта, 23-й президент Французской республики, 6-й президент Пятой Республики, князь Андорры (по должности) и Великий Магистр Ордена Почетного Легиона. Одного перечисления постов и званий достаточно, чтобы впасть в мегаломанию. Весь этот музей должен, по идее Саркози (это его личный проект), "укрепить национальную идентичность" французов, которые без Нико этого сделать не в состоянии. Практическое осуществление плана вверено созданному Саркози же Министерству по делам иммиграции и национальной идентификации. Отдает, конечно, Оруэллом, но может это чистая случайность?
Девять видных французских историков уже опубликовали на страницах Le Monde открытое письмо и назвали проект проявлением устаревших форм французского национализма. А то, что музей предполагается разместить в одном из красивейших дворцов Парижа - это, говорят они, явный намек на то, что историю страны делали короли и императоры, а не простые люди.
Музей - а Саркози планирует начать его строительство уже в новом году, чтобы закончить к 2012-му, когда он думает избираться на второй срок - действительно расположен во Дворце Субиз, или Hotel Soubise. Он займет часть Национального Архива, которому придется вывезти куда-то "ради Саркози" значительную часть документов.
Вообще надо сказать, что Саркози совсем не первый, кто хочет оставить по себе "музейную память". Это стало делом общепринятым со времен Помпиду. Только вот увековечивали себя предшественники Саркози не через вписывание себя в пантеон Великих деятелей, а хотя бы пытались запомниться французам большими культурными делами. Кое-какие из них сомнительны, но все же. Жорж Помпиду оставил после себя Центр Помпиду, собрание современного искусства, которое сначала было принято в штыки по причине чуждой, "промышленной" архитектуры (ох уж этот французский "синдром Эйфелевой башни"), а теперь стал чуть не самым посещаемым музеем Парижа. Жискар Д’Эстен оставил Музей Д’Орсе, переделанный из одноименного вокзала. Франсуа Миттеран "возвел" стеклянную пирамиду в центре Лувра, за что ее прозвали "Пирамидой фараона Франсуа", а Жак Ширак дал Парижу Музей на набережной Бранли, где собрано этнографическое искусство.
Надо сказать, что французы до сего дня не считали Николя Саркози, как бы это повежливее выразиться, расположенным к изящным искусствам и культуре. И теперь, видимо, считать уже никогда не будут. Но сейчас он еще настроил против себя и историков. Через такие вещи в историю войти не просто. Можно плохо запомниться.
Помпеи упали на Берлускони
У старшего коллеги Саркози по цеху самовозвеличивания, итальянского премьера Сильвио Берлускони, дома тоже культурные неприятности, хотя и косвенного характера. В Помпеях по причине тяжелых неапольских дождей, безалаберности, отсутствия должного финансирования, хозяйского присмотра и т.д. обрушилась очень знаменитая Schola Armaturarum Juventus Pompeiani (Помпейская школа гладиаторов). Ведь пережила само извержение Везувия 79-го года, бездумные раскопки 1920-го (чуть не погубили), бомбардировки союзниками в 1943-м, реставрацию в 1950-х. И вот рухнула 7 ноября.
Итальянцы, люди повышенно импульсивные, не слишком долго искали причины и в выражениях не стеснялись. Бывший лидер демократической оппозиции Вальтер Вельтрони заявил, что во всем виноват премьер Сильвио Берлускони, который и так-то плох, но еще и "не интересуется культурой". Президент Джорджо Наполитано назвал новую "помпейскую трагедию" "позором Италии". А газета La Repubblica вообще сочла гладиаторские развалины "всемирным скандалом".
Теперь, похоже, Сильвио придется отвечать еще и за то, что он "развалил" Помпеи.
Kateryna
Бох... не Берлуску чего только не вешают... Странно правда что не обвиняют смотрителей музея под открытым небом, видимо потом что из более 300 человек на работу появляется менее четверти...
Domenica
хы... и уходить он не собирается, по-моему, что бы на него не вешали и куда бы ни гнали...
Наверх страницы