Вход для пользователей

Вчера народному артисту России исполнилось 75 лет

Zebra аватар

Очень люблю этого актера, желаю ему здоровья на долгие долгие годы.

Валентин Гафт редко дает интервью. А если и соглашается, то готов говорить лишь о высоких материях. Впрочем ему, всенародно любимому актеру, все дозволено. Ироничный артист одну из своих самых популярных ролей - в фильме Эльдара Рязанова "Гараж" - называет "гадостью", а своим учителем считает Ролана Быкова. "В моей жизни все случалось наоборот, - признался Гафт накануне юбилея. - Хочу одно, а получаю другое..." Сейчас он редко снимается в кино, а от ролей в сериалах и вовсе отказывается. Гафт уже несколько десятилетий предан театру "Современник", где в свое время остался только благодаря Галине Волчек. "Я до сих пор жду серьезных ролей в кино", - говорит Валентин Иосифович, полюбившийся зрителям в картинах "Чародеи", "Небеса обетованные", "О бедном гусаре замолвите слово".

В родном театре Валентина Гафта в честь юбилея артиста будет устроен праздник. Правда, в октябре, когда "Современник" откроет свой очередной театральный сезон. Поэтому с официальными поздравлениями и подарками юбиляру придется подождать. А вот признания в любви от близких и поклонников Гафт начал получать еще задолго до праздника. Недаром его называют всенародным любимцем...

Десять фактов из жизни знаменитого актера

1. Как-то Валентин Гафт признался, что благодарен Киеву за свое рождение. Дело в том, что родители будущего актера (кстати, не имевшие никакого отношения к творчеству) познакомились именно в столице Украины. "Не будь этой встречи, я бы не появился на свет", - любит повторять Гафт.

2. Острый на язык актер говорит, что родился в месте, где "весь мир в миниатюре". Его семья жила в Москве на улице Матросская тишина, рядом с психиатрической лечебницей, тюрьмой и студенческим общежитием.

3. Точные науки Валентин Гафт не любил со школьной скамьи. А вот театром бредил с пятого класса. Именно в это время он записался в школьный драматический кружок и твердо решил стать актером. Не отказался от этой мысли, даже когда родители высказали явное нежелание видеть свое чадо на сцене.

4. В школу-студию МХАТа Валентину Гафту помог поступить знаменитый актер Сергей Столяров. Причем первая же попытка оказалась успешной, и Валентин с легкостью стал однокурсником Олега Табакова и Евгения Урбанского. Накануне экзаменов Гафт случайно встретил в парке Столярова и напросился к нему на прослушивание. Мэтр, шокированный напором юноши, все же согласился, пригласив парня к себе домой. Наставления Столярова не прошли даром.

5. Ни один московский театр не хотел принимать на работу Валентина Гафта после окончания школы-студии. Одно время ему даже пришлось обманывать родных, что он работает в творческом коллективе, дабы не прослыть тунеядцем. В Театре имени Маяковского он продержался всего год, еще меньше в Театре Сатиры. Единственная, кто его там поддержала, была Татьяна Пельтцер. Но ее слова было мало. Однажды во время спектакля "Тень" под Гафтом провалились декорации балкона, и актер полетел в оркестровую яму. Успев схватиться за висевший шнур, он повис прямо над залом. Зрители рыдали от смеха, а актер после этого случая окончательно решил уйти из театра.

6. Перерывы в работе сказывались на материальном положении молодого артиста. Был период, когда ему приходилось даже продавать кое-что из своих вещей. На вырученные деньги он покупал... цветы и конфеты своей возлюбленной - красавице-манекенщице Елене Изоргиной. Через год после начала романа молодые поженились, а спустя еще год у них родилась дочь.

7. Знаменитая роль в картине Эльдара Рязанова "Гараж" досталась Валентину Гафту случайно. На съемочную площадку не пришел Александр Ширвиндт, которому изначально предназначалась роль, и его надо было срочно заменить. Лия Ахеджакова вспомнила, что в соседнем павильоне снимается Гафт. Так Валентин Иосифович попал в "Гараж". Его фраза "бриллиантовые мои" стала буквально крылатым выражением. Кстати, в фильм Рязанова "Небеса обетованные" он попал тоже случайно, заменив внезапно умершего Георгия Буркова.

8. Многие знакомые Валентина Гафта на своей шкуре испытали резкость его знаменитых эпиграмм. "Я пишу лишь только на талантливых людей", - как-то заметил Валентин Иосифович. Его перо прошлось по Олегу Табакову, Олегу Ефремову, Эльдару Рязанову, но ни один из них не обиделся на друга. Кстати, Гафт предпочитает читать собственные произведения сам, никому не разрешая озвучивать созданные им литературные образы.

9. Своим любимым режиссером Валентин Гафт называет Никиту Михалкова и говорит, что снялся бы у него даже в эпизоде. Кстати, досталась ему роль и в последнем творении мастера "Утомленные солнцем-2". Валентин Иосифович признается, что одной из своих лучших ролей считает Воланда в экранизации Юрия Кары "Мастер и Маргарита". Правда, картина из-за проблем с авторскими правами так и не вышла в широкий прокат.

10.Валентин Гафт женат уже третий раз. Двадцать лет назад он расстался с Еленой Изоргиной, женившись на виолончелистке Алле. А в шестьдесят лет у Гафта начался роман с популярной актрисой Ольгой Остроумовой, хотя актер признается, что положил на нее глаз еще в конце восьмидесятых, когда вместе с Ольгой снимался в "Гараже". Тогда Ольга не смогла ответить взаимностью Валентину, поскольку была замужем за режиссером Михаилом Левитиным. Гафт и Остроумова случайно встретились на концерте в Сокольниках, Валентин пригласил Ольгу в ресторан. Их роман быстро перерос в большую любовь. Сейчас Гафт и Остроумова живут в его квартире в центре Москвы, считаясь одной из самых красивых артистических пар...

https://www.facts.kiev.ua/



Zebra аватар
Re: Вчера народному артисту России исполнилось 75 лет

Почитала его эпиграммы и правда порой очень хлесткие [ jokingly ].

И. Алферовой
Не будет у тебя успеха,
Ведь ты, красавица, не Пьеха.
В постели делай свой успех -
На сцене это делать - грех!
И средь интимнейших утех
Ирина лучше б.... й всех.
Кончай хождение по мукам,
Сыграй с искусством ты разлуку.

Н. Белохвостиковой
Вы в "Тегеране-43"
Одна блистали, Натали.
Что там разведчики, шпионы,
Премьеры, президенты и вожди.
Парили Вы! - хоть без короны
И без таланта, Натали.

Л. Броневому
От славы одуревший
Теперь на все горазд,
Он сам себе завидует
И сам себя продаст.

Е. Васильевой
Когда поддашь - и будет маловато,
Ты не сестру играй, а брата.

Г. Волчек
В ней - толковой совместилось емко
Любовь к искусству и комиссионкам.

Л. Гурченко
Ей повезло, все знать все мочь,
Хоть водку глушит из стакана.
А карнавальная та ночь
Звездой мигает нам с экрана.
Но всех пока одно тревожит:
Без мата Гурченко не может.

А. Джигарханян
Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.

О. Ефремову
Олег! Не век - полвека прожито!
Ты посмотри на рожу-то!..............

https://lib.ru/ANEKDOTY/gaft.txt

Fur аватар
Re: Вчера народному артисту России исполнилось 75 лет

Ой, я как раз вчера читала интервью с ним. Мне очень понравилось, хотела поделиться. Там как раз и про эпиграммы есть.
Зебра, спасибо.
Валентин Гафт: «В Минске на съемочную площадку ко мне пришел вор в законе»
Пишешь, говоришь или думаешь: «Валентин Гафт» — и в конце непременно (даже в мыслях) восклицательный знак! Народный артист России, король эпиграмм и автор философских стихов, лирик и трагик, Казанова и схимник, он любим публикой во всех своих ипостасях, хотя в то же время нежностью со стороны коллег не избалован. Еще бы: на киношно-театральную богему его фамилия (резкая и отрывистая, словно щелчок хлыста) действовала всегда, как лампочка — на собаку Павлова, только у одних персонажей, пострадавших от гафтовского остроумия, при этом выделялась желчь, а у других появлялась растроганная улыбка.

Сам Валентин Иосифович далеко, естественно, не однолюб, а вдобавок, по словам окружающих, достаточно неуживчив и резок. Партнеры по сцене не разговаривали с ним, бывало, годами, в театральных кругах язвили, что он «съедает режиссеров, как ребенок конфеты». Писатель-сатирик Григорий Горин даже установил как-то, что «Гафт — это не фамилия, а диагноз».

Тем удивительнее, что в прошлом году актер отметил 40-летие своей работы в легендарном, почти уже забронзовевшем «Современнике». Загадочное постоянство? Как сказать... Когда в годы застоя из-за анонимок его и Квашу не пустили на гастроли по Скандинавии, ехать отказалась вся труппа — и это несмотря на то, что билеты на спектакли в Стокгольме и Осло были проданы и продюсер нес колоссальные убытки... Гафт этого не забыл.

Сегодня он, прославленный артист («массово узнаваемый, примелькавшийся» — поправляет Валентин Иосифович), готов ради «Современника» на жертвы и подвиги, и примеров тому сколько угодно. Где еще найдете вы смельчака, способного вынести из театра на руках (несмотря на застарелые проблемы с позвоночником!) дебелую зрительницу, которая пришла к Лие Ахеджаковой на служебный вход и потребовала вернуть за непонравившийся спектакль деньги? Знаете ли актера, который постеснялся бы получать отнюдь не лишнюю в семейном бюджете зарплату, поскольку три года болел и не приносил коллективу пользы? Многие ли, подобно Гафту, отвергнут съемки в рекламе, потому что теоретически это может нанести ущерб делу?

...Что интересно, теперь жертвы гафтовских эпиграмм гордятся посвященными им строками больше, чем любой из театральных или кинопремий — это ведь не секрет, что Валентин Иосифович удостаивал своего внимания только людей талантливых, и нынешним кумирам о таких знаках отличия остается только мечтать. Правда, в последнее время Гафт стал менее язвительным и саркастичным, и даже более того — пострадавшим от его несдержанности неоднократно приносил извинения.

«ВИДЯ ЖИЗНЬ НА УКРАИНСКОМ ХУТОРЕ, Я ГОВОРИЛ: «ОБЯЗАТЕЛЬНО ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ РАССКАЖУ»

Детские воспоминания связаны, знаю, у вас с Украиной, с бабушкой, которая жила...

— ...в Прилуках Черниговской области. Все лето я проводил у нее и у наших близких друзей на хуторе Руда, в селе Варва. Журавли, белые хаты с соломенными крышами, глиняный пол с расстеленными дорожками, а еще иконы и полотенца — как их у вас называют?

Рушники...

— Да (теплеют глаза), да. Печки, лавки, вкуснейший борщ с чесноком — это все 45-46-й годы, когда оставшиеся в живых солдаты возвращались из Германии после войны. Перед глазами до сих пор встречи, объятия, слезы и чемоданы, откуда извлекались трофеи.

В селах это было жуткое время: налогом облагали каждое деревце — вишенку, яблоньку, переписывали, у кого один поросенок, а у кого два. Колхозники жили без паспортов, получали на трудодень полкопейки, и, видя все это, я говорил: «Обязательно товарищу Сталину расскажу».

Рассказали?

— (Вздыхает). Это была очень нелегкая жизнь, хотя мы приезжали в Украину, как на курорт: подышать свежим воздухом, молочными продуктами подкормиться...

С тех пор что-то по-украински вы помните?

— Конечно же, помню. (Хитро прищуривается). Шо вона лiзе — я з нею свиней пас, чи шо?

21 июня 1941 года ваша семья собиралась в Прилуки, но спасла, по сути, нелепая, как тогда казалось, случайность...

— (Удивленно). Так вы все обо мне знаете! Действительно, мы должны были выехать в субботу, 21-го, с пересадкой в Бахмаче. Наша домработница Галя отстояла за билетами целую ночь, но квиточки ей подсунули липовые.

Пришлось снова идти в кассу, отъезд передвинулся на день, а 22-го по радио выступил товарищ Молотов и объявил, что началась война. Если бы не какая-то аферистка (я впервые тогда это слово услышал), мы попали бы под бомбежку и вряд ли бы кто-то уцелел.

До сих пор меня тянет в Прилуки, хочу посмотреть на хутор Руда. Разве забыть эти замечательные женские лица, да и не только лица? В этой палитре все: теплые южные ночи, утопающие в зелени сады, кони, яблоки, кукуруза, коровы, которых загоняли домой, и каждая знала свою калитку. Люблю Украину, к тому же у меня родом отсюда и мать, и отец.

Fur аватар
Re: Вчера народному артисту России исполнилось 75 лет

«МНЕ НЫНЕШНИЕ ГРИМАСЫ, УЖИМКИ УРОДСТВОМ КАЖУТСЯ»

В Москве ваша семья обитала на улице Матросская Тишина: напротив — психиатрическая больница, справа — тюрьма, слева — рынок...

— Мир (улыбается) в миниатюре.

Интересно было в таком месте жить и наблюдать столько разнообразнейших персонажей?

— Это просто целое государство было. Я и сейчас иногда туда езжу, когда надо эмоций добрать, смотрю — все вокруг маленькое такое, куцее... Тогда казалось, через дорогу перейдешь — уже другая страна, а в центр Москвы, на улицу Горького (нынешнюю Тверскую) я отправлялся, как сейчас в Соединенные Штаты...

Это уже период осознанный, послевоенный... Помню, аккурат в День Победы мы с теткой на Красную площадь отправились — над нею висел огромный воздушный шар с изображением Иосифа Виссарионовича, и никакой давки, счастливые москвичи... Если кто-то терял галошу, ее вешали тут же на палку, друг друга никто не толкал, царили всеобщее понимание и тактичность. Ни хамства не было, ни хулиганства, мы спокойно в метро ехали... Соотечественники были другие!

Раньше я очень любил ходить на стадион, а сейчас перестал. Просто не понимаю, что на трибунах творится: какое-то бешенство, какой-то нескончаемый спектакль, который для болельщиков, кажется, куда важнее игры. Размахивают без конца руками, что-то жгут, дым столбом...

...да и футбол стал другим...

— Абсолютно! Надо бы успокоиться — не стоит перенимать самое худшее из того, что у других есть народов. Вы посмотрите старую кинохронику: какие люди сидят на лавочках, какие у них лица! Что делать? (Грустно). Жизнь меняется, а с ней...

...и лица, да?

— Ну, конечно. Не скажу, что одни хуже, другие лучше — они соответствуют своему времени, но мне нынешние гримасы, ужимки уродством кажутся — глаза бы мои их не видели. Простите, но я этого не выношу.

Послевоенную столицу вы в светлых красках описываете, а ведь она была хмурой, неприветливой, даже жестокой. В городе, как известно, правили бал уголовники, расплодились во множестве банды, державшие москвичей в страхе...

— У нас в Сокольниках все эти «Черные кошки» как раз и орудовали. Тогда в каждом дворе имелись свои хулиганы, было очень много посаженных, выпущенных, отсидевших... Эта братва, вся в синих наколках, совсем не походила на нынешних бандюков — они просто были свободнее остальных, сильнее физически и, словно псы, защищали свою территорию.

Колоритные были фигуры?

— Должен заметить, весьма.

С понятиями?

— Кое-кто. Многими, между прочим, уже гордятся — окончили институты, стали образованными и ныне занимают высокое положение...

Слышал, что в юности вы часто дрались и вам даже зубы не раз выбивали.

— Да, это правда, но надо было самоутверждаться. Мы, особенно после картины «Первая перчатка», были заражены боксом, и я, естественно, тоже.

Как же, простите, без некоторых зубов вы собирались стать актером?

— Об этом я думал. Хотя никого в свои сомнения не посвящал, ну а в артисты хотел выбиться, потому что дело-то больно нехитрое. Чего там? Выйти, сказать: «Кушать подано» — все, казалось бы, еще и деньги за это платить будут. Мне даже в голову не приходило, что надо что-то на сцене изображать...

В картине «Воры в законе» вы блестяще сыграли главаря мафии — такое знание материала оттуда или вам рассказывали, каким ваш персонаж должен быть?

— Черт его знает, откуда, но, вообще-то, все-таки не только из жизни. Такой сплав из общего познания всего, из каких-то примеров, да и роль, собственно, была небольшая...

...но яркая...

— Совершенно случайно в Ялте — там же, где проходили съемки, — я познакомился с одним вором в законе. Мы несколько дней провели на пляже, и, несмотря на то что сценарий написал грандиозный Фазиль Искандер, в фильм вошли многие фразы этого вора. Интересный был человек... Это его, кстати, слова: «Утром я богат, а вечером бедный», «Все повязаны друг с другом»...

Fur аватар
Re: Вчера народному артисту России исполнилось 75 лет

«ПОЛУЧИВ ПОЩЕЧИНУ, БЕРИЯ УЛЫБНУЛСЯ. ФЕДОРОВУ ПРОВОДИЛИ К МАШИНЕ, ДАЛИ БУКЕТ ЦВЕТОВ И УВЕЗЛИ В ТЮРЬМУ, ГДЕ ОНА ПРОВЕЛА ПОЧТИ 10 ЛЕТ»

После выхода этой ленты на экраны вы с настоящими ворами в законе беседовали? Они вашу трактовку одобрили?

— Ко мне просто подъехал как-то один из них. «Вы меня можете сдать, — говорит, — я в розыске...» — и на мою реакцию смотрит.

«Извините, — отвечаю, — такими вещами не занимаюсь», а он между тем продолжает: «Моим друзьям очень хотелось бы, чтобы вы пришли к нам на сходку». От приглашения я наотрез отказался: «Нет, что вы — это была только роль, понимаете? Я артист и ничего в вашем деле не смыслю».

Еще одна встреча была в Минске — мне сообщили, что со мной хочет познакомиться вор в законе. Ну куда денешься?

На съемочную площадку пришел человечек — маленький-маленький, симпатичный, глазки востренькие, и вокруг то ли свита, то ли охрана — такие гиганты. «Как поживаете? Вам ничего не нужно?». Подарил пару бутылок водки, всего хорошего пожелал и сказал на прощание: «Если что, обращайтесь».

Вот так, но я не думаю, что это моя заслуга. Сейчас вообще со счета собьешься — столько картин о ворах вышло, а наша тогда, в 88-м году, была первой...

Евгений Александрович Евтушенко снял в свое время очень хороший, на мой взгляд, фильм «Похороны Сталина», а вы, знаю, видели, как все это не в кино происходило, а наяву, в реальной жизни...

— Была страшная давка — мы с Володей Кругловым (моим закадычным приятелем) так до Дома Союзов и не дошли. Спрятались в каком-то подъезде, даже там ночевали, а одного мальчика из нашего класса задавили насмерть.

На прощание со Сталиным мы не поспели: оказались на Красной площади, когда его уже хоронили, зато стояли совсем близко к Мавзолею. Выступал Берия — я до сих пор помню низко, по самые брови, надвинутую шляпу, кашне и воротник, поднятый так, что видны были только рот и пенсне. Мне почему-то тогда показалось: вот абсолютный образ шпиона...

По-моему, это не только вам показалось...

— Да (улыбается), это точно, а спустя годы мне приходилось играть Берию...

...в «Пирах Валтасара»...

— ...и в картине «Затерянный в Сибири». Мне, кстати, очень помог образ, увиденный на трибуне: «Кто не слеп, тот видит... Дело Ленина-Сталина... Усилить бдительность» — и все это под аплодисменты!

А вам не страшно было играть Берию — вы же наверняка, в этот образ вживаясь, примеряли на себя его поступки, внутренний мир, даже мысли?

— Знаете, перед тем как сниматься в «Пирах Валтасара», я просмотрел множество фотографий Лаврентия Павловича. Внешне я совершенно на него не похож — это совсем другой человек, но надо было ухватить суть.

Есть выступление его, когда, подстраиваясь под Кобу, он говорит: «Это трудная работа... Это...». Они, между прочим, близки: и Иосиф Виссарионович, и Берия, — и играть их приблизительно в одной тональности надо.

Сегодня, кстати, многие пытаются быть такими, потому что в этом есть что-то солидное, значительное, угрожающее. Подобные люди излучают страшный покой.

Берия был актером?

— Думаю, актерство в них всех присутствовало... Сейчас про Берию говорят очень много — и хорошего, и плохого, но я знаю историю мамы Вики Федоровой — знаменитой (впоследствии, уже при Брежневе, убитой у себя дома) актрисы Зои Федоровой: она мне лично рассказывала, как Берия вызвал ее к себе.

Лаврентий Павлович, который любил женщин особенно (во всяком случае, ему это приписывают), вышел в одном халате, наброшенном на голое тело. Зоя Алексеевна влепила ему пощечину, Берия улыбнулся, ее проводили через калитку к машине, дали букет цветов и увезли в тюрьму, где Федорова провела почти 10 лет.

О той пощечине она пожалела?

— Думаю, нет — не тот характер...

Fur аватар
Re: Вчера народному артисту России исполнилось 75 лет

«ТАНЮ САМОЙЛОВУ ЗАСТАВИЛИ КРИЧАТЬ: «ПОЖАР!», А ОНА НЕ МОГЛА — ВЫСКОЧИЛА НА ЛЕСТНИЦУ И БИЛАСЬ В ИСТЕРИКЕ»

Я где-то читал, что в детстве вы обожали участвовать в школьной самодеятельности, но почему-то играли женские роли...

— Что вы хотите — у нас не было девочек, мы учились с ними отдельно. Я между тем страстно мечтал попасть в драмкружок, сидел там в стороночке, и когда необходима была девушка, мне эту роль давали.

Когда в 1953 году вы поступили в Школу-студию МХАТа, кто из известных впоследствии актеров с вами там занимался?

— Самый яркий — Олег Павлович Табаков: это чудо какое-то! Впрочем, ему и учиться не надо было...

«Чеканна поступь, речь тверда...
...У Лелика, у Табакова.
Горит, горит его звезда
На пиджаке у Михалкова».

Лелик — это исключение, гениальный артист...

— Вы считаете?

— Да, безусловно, во всяком случае, он разный — в ранний период и в средний это был просто великий актер, да и сейчас тоже. Олег и педагог потрясающий: ученики у него один лучше другого — Миронов, Машков, Безруков, да масса... Думаю, он один из лучших преподавателей старой школы, и не случайно, когда Табаков приезжает в Америку или куда-то еще, его там считают чуть ли не главным последователем Станиславского — такое у них впечатление.

-это правда, что Татьяну Самойлову в Школу-студию МХАТа не взяли?

— Все это на моих глазах произошло — мы поступали вместе. Таню заставили кричать: «Пожар!», а она не могла — выскочила на лестницу и рыдала, прямо билась в истерике... Потом ее приняли в «Щуку».

Красивой она тогда была?

— Очень своеобразной, а это больше, чем красивая. Хорошо, что Калатозов взял ее такую в «Летят журавли», а ведь мог бы выбрать более привычную для нас актрису. Самойлова была, безусловно, новым лицом в кино.

Таких лиц и глаз сейчас, по-моему, нет...

— Думаю, вы правы — это непопулярно.

Fur аватар
Re: Вчера народному артисту России исполнилось 75 лет

«ЖЕНЕ СКАЗАЛИ: «ВЫ МАНЕКЕНЩИЦА? ВОН ТА ПРОСТИТУТКА, КОТОРАЯ ХОДИТ ПО ПОДИУМУ? ИДИТЕ ОТСЮДА, ВАМ НЕ МЕСТО В КУЛЬТУРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Вы утверждали, что юмором якобы никогда не занимались всерьез, тем не менее у всех наших знаменитых сатириков столько не в бровь, как говорится, а в глаз эпиграмм, сколько из-под вашего вышло пера, разом не наберется...

— Да (соглашается), их немало, но еще больше мне приписывается. Многие вообще думают, что Гафт — не фамилия, а издательство.

Какие из маленьких произведений, гуляющих долгие годы по миру под вашим именем, писали не вы?

— Ой, их хватает, но перечислять не буду. Если нравится людям — пускай, а вообще, все это как-то случайно делалось, для капустников, а потом неожиданно для меня стало распространяться от Москвы до самых до окраин.

Время от времени и книжечки мои выходят. Недавно был в Питере, смотрю, лежит на раскладке новая, написано: «Гафт. Эпиграммы». Открываю: одна эпиграмма моя и 30 — чужих, а в интернет и вовсе боюсь заглядывать — там едва ли не все ложь.

Мне один очень хороший актер жаловался: «Гафт злой, и эпиграммы у него такие же»...

— Вот там и злые, и матерщина сплошная, но ко мне это никакого отношения не имеет.

Среди ваших эпиграмм много язвительных, ядовитых?

— Злобной нет ни одной.

Почему же писатель Михаил Рощин посвятил вам такие строки:

У Гафта нет ума ни грамма —
Весь ум ушел на эпиграммы?

— Чепуха это — лучше всего ко мне обратился Ролан Быков:

Мой нежный Гафт,
мой нервный гений,
Храни тебя Господь от тех,
Кто спровоцировал успех
Твоих незрелых сочинений...

В этом весь Ролик...

Какая из ваших эпиграмм нравится вам больше всего?

— Даже не знаю — по-моему, все это пустяки... Восторгаться и упиваться — этого у меня нет, а наиболее удачная, пожалуй, о Гердте... Вроде бы получилось, и Зиновий Ефимович сам эту эпиграмму охотно произносил:

О, необыкновенный Гердт —
Он сохранил с поры военной
Одну из самых лучших черт:
Колено-он-непреклоненный.

Если бы в 60-70-е годы существовало понятие «секс-символ», вне всякого сомнения, вас им бы признали... Пристальное внимание дам вы чувствовали?

— Нет, а если что-то и замечал, взаимностью не отвечал. У меня были красивые жены: и первая, и вторая, и сейчас третья Оля Остроумова — мы с ней уже 16 лет вместе. Отвлекаться на сторону мне было незачем.

Первая ваша жена была моделью?

— Да.

Вы ее ревновали?

— Тогда представительницы этой профессии были другие — не те, что сейчас. Моя модель — довольно образованный, умный человек, она стала потом театральным критиком: такое вот сочетание.

Когда Лена поступала в ГИТИС, ей сказали: «Вы манекенщица? Вон та проститутка, которая ходит по подиуму? Идите отсюда, вам не место в культурном, а тем более театральном учреждении». Она убежала, а теперь видите...

Ну хорошо: красивая женщина, наверняка уезжала за тридевять земель на показы...

— Да, она первой объездила мир и много чего мне рассказывала, а мы только гадали: неужели когда-нибудь тоже это увидим?

Когда вы впервые отправились за рубеж, у вас ничего не перевернулось?

— Перевернулось — еще как! Помню, мы в Швеции с Мишей Глузским снимались, так он все время ходил, приговаривая: «Нет, с этой страной надо что-то немедленно делать — так жить им нельзя...».

Никогда не хотелось остаться на Западе, как это сделали Нуреев, Барышников?

— Боже упаси! Правду вам говорю: никогда в жизни!

Вы понимали, что там не будете нужны никому?

— Ничего я не понимал — это внутреннее ощущение, а Барышникову, между прочим, я написал эпиграмму:

Гастролировал балет.
Все на месте — Миши нет.
Оказалось, он — на месте,
Остальные — просто вместе.

Можно понять: от такой, как Ольга Остроумова, немудрено потерять голову, но и у вас, и у нее были семьи. Рвать там пришлось по живому?

— Нет, потому что, когда познакомились и сошлись, оба были свободны...

Актеру тяжело жить с актрисой?

— Актриса она в театре, а дома — жена, мать... У нас разговоры о том, кто лучше-хуже, и споры: мол, ты замечательный, а ты нет — исключены, этого Оля не любит. Она совершенно в упомянутом смысле не типична, и в нашем доме «актриса», «актер» — слова оскорбительные.

Тем не менее, когда бок о бок живут два творческих человека, достигшие вершин в профессии, обычно начинается какая-то взаимная ревность...

— Дмитрий, у нас этого нет абсолютно — ну о чем вы? Я радуюсь ее успехам, она, по-моему, молча радуется моим, если они есть.

Может быть, я не вправе задавать этот вопрос, во всяком случае, если сочтете его бестактным, не отвечайте... Шесть лет назад внезапно покончила с собой ваша дочь — почему это произошло?

— (Горько). Не уследили. Не уследили! Она и до этого несколько попыток самоубийства предпринимала... Оля была балериной, а хотела стать драматической актрисой. Я мог бы устроить ее в театральное училище, однако...

Курс набирал Женя Лазарев. Я позвонил: «Посмотри, очень прошу. Если она способна, прими, а если нет, никакого блата не надо». Он перезвонил: «Ты знаешь, данных никаких нет, но нет вопросов — возьму». Я отрезал: «Ни в коем случае!».

У Оли начались по этому поводу комплексы, переживания, а потом все какая-то несчастная любовь осложнила. Многое просто совпало, соединилось. Произошло это страшно, и смерть дочери ударила по мне очень сильно.

Fur аватар
Re: Вчера народному артисту России исполнилось 75 лет

«СЕЙЧАС ОТЛЕТЕЛИ ПУСТЯШНЫЕ ВЕЩИ, А ОСТАЛИСЬ ЛИШЬ ВАЖНЫЕ, НА КОТОРЫЕ РАНЬШЕ ВНИМАНИЯ НЕ ОБРАЩАЛ»

Вы считаете себя реализовавшимся актером?

— Я, если честно, об этом не размышляю. Реализовываться каждый день можно — например, играя спектакли по-разному. Не стоит об этом думать, незачем тратить на такую ерунду энергию: придет — хорошо, нет — тоже не страшно.

Как вы думаете, по какой картине — одной! — вас запомнят?

— По телефильму «На всю оставшуюся жизнь», снятому Петей Фоменко, где я играл капитана Крамина. Есть там маленький эпизод: лежит закованный в гипс до подбородка раненый, шеей пошевелить не может и говорит: «Прелестно, прелестно, прелестно!». Этот кусочек хороший!

Валентин Иосифович, а вам интересно сейчас жить?

— Очень.

И что вас еще цепляет, от чего глаза загораются?

— Понимаете, какое дело... Сейчас отлетели пустяшные вещи, которые волновали когда-то, а остались лишь важные, на которые раньше внимания не обращал. Они-то и интересуют больше всего — на первый взгляд, это мелочи, но за ними много чего стоит.

Говорят, каждый возраст хорош по-своему... Очевидно, вам было замечательно в 30-40 лет, а в 70 с хвостиком каково?

— Теперь лучше всего.

Да? Почему?

— Больше стал понимать — и про себя, и про других. Безусловно, и «если бы молодость знала, если бы старость могла» присутствует — куда же от этого деться, зато другие пришли наслаждения, какие-то моменты счастливые. Надо все время ощущать жизнь, необходимо кого-то любить...

тетя Ира аватар
Re: Вчера народному артисту России исполнилось 75 лет

талантливый артист! обожаю его! :*

tuny аватар
Re: Вчера народному артисту России исполнилось 75 лет

Несмотря на возраст, Валентин Гафт должен снятся в продолжении фильма Михалкова Утомленные солнцем 3: Цитадель планируемая дата: 5 мая 2011.



Наверх страницы


Настройки просмотра комментариев
Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Loading ...