Народные традиции в России
В. Г. Шварц «Шествие на осляти Алексея Михайловича» 1865.
В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти» — обряд, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен.
Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слез. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров как верба».
Простой народ освящённым вербам придает особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Беларуси. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев (Егорьев) день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.Основные эпизоды жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям
Рождество
Сретение
Крещение
Искушение Христа
Призвание двенадцати апостолов
Первое чудо Иисуса Христа
Нагорная проповедь
Чудеса
Преображение
Дарование молитвы ученикам
Пророчество о Втором пришествии
Вход в Иерусалим
Изгнание торгующих из храма
Страсти Христовы
Помазание Иисуса миром
Тайная вечеря
Моление о чаше
Суд Пилата
Крестный путь
Распятие
Погребение Христа
Сошествие во ад
Воскресение
Явления Христа ученикам
Вознесение
Шаблон: Просмотр • Обсуждение • Править
Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали серёжки в хлеб, а в некоторых селениях пекли печенье в форме вербных почек.
Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы — средство это, если и не превратит труса в героя, то во всяком случае должно прогнать природную робость.
Но вот сажать вербу считалось плохой приметой. Говорили: «Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит» (то есть умрёт, когда из вербы можно будет вытесать лопату).
С. Блонская. «Девочки. Вербное воскресенье», х/м, 181х187, 1900.
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».
С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».
В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками
elenasolovei
с праздником!
Kateryna
28 марта 2010 года во всем мире представители и католической и православной церкви отмечают Праздник входа Господня в Иерусалим (также часто называемый Вербное или Пальмовое воскресенье). Он празднуется в шестое воскресенье Великого поста, ровно за неделю до Пасхи, которую в этом году католики и православные празднуют одновременно - 4 апреля. Такое совпадение происходит раз в несколько лет.
Вербное Воскресенье (лат. Dominica in palmis de Passione Domini ) – праздник, открывающий Страстную неделю и посвященный воспоминанию входа Иисуса Христа в Иерусалим.
Как сказано в Священном писании, за несколько дней до Пасхи Иисус Христос верхом на молодой ослице торжественно въехал в Иерусалим и весь город вышел Ему навстречу. Люди снимали с себя верхние одежды и бросали их на дорогу, по которой ехал Иисус, они устилали дорогу свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как это было принято на Востоке при встрече особо чтимых лиц. Как сказано в Евангелии, Иисус вошел в Святой город как Царь.
Взяв в руки пальмовые ветви, горожане приветствовали Его возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю. Причиной ликования было чудо, которое совершил накануне Иисус, воскресив Лазаря и доказав тем самым свое право называться Сыном Божьим. Никто не знал тогда, что Спаситель движется навстречу крестным мукам, смерти и воскресению.
С тех пор этот день называют Пальмовым Воскресеньем, а пальмовые листья считаются символом мученичества и чистоты.
Традиция праздновать Вербное (Пальмовое) воскресенье восходит к литургической практике Иерусалимской Церкви IV в., когда народ во главе с епископом собирался на горе Елеонской и после ряда гимнов, антифонов, молитв и чтений из Библии, завершаемых евангельским описанием входа в Иерусалим, спускался в город, держа ветви и продолжая петь гимны и псалмы. В V-VI вв. этот обряд переняли древние Церкви Востока, в частности Константинопольская.
Первые упоминания о его проникновении на Запад относятся к VII в. Со временем появился обряд благословения ветвей, предваряющий процессию (впервые этот обряд был зафиксирован на Западе в X в.).
В Средние века в западных странах были распространены обычаи нести во главе процессии книгу Евангелия, крест, Святые Дары (в Англии и Нормандии), деревянное изваяние осла, на котором устанавливалась статуя Христа (в Германии). В Милане Христа символически представлял архиепископ на коне.
В латинском обряде праздничной мессе Вербного воскресенья предшествует процессия с ветвями, начинающаяся вне храма: после благословения ветвей и чтения Евангелия о входе Господа в Иерусалим она движется к церкви. Вначале в этой процессии использовались пальмовые и оливковые ветви, в северных странах - ветви более доступных деревьев (у большинства славянских народов - ветви вербы - единственного дерева, распускающегося к этому времени), а также букеты из трав и цветов (откуда бытовавшее у многих народов в прошлом название праздника "Цветочное воскресенье"). В некоторых странах существует обычай постилать ветви на пути процессии.
Во время шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время Входа Господня в Иерусалим.
В этот день богослужения во всех храмах посвящены особому размышлению над страданиями Иисуса Христа, они готовят прихожан к Страстной неделе. Чинопоследование мессы этого дня включает в себя чтение Страстей Господних, которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу.
Во всем католическом мире в Вербное воскресенье принято святить в церкви ветки пальмы, оливы, лавра, самшита, в северных странах (в том числе и в России) - ветви вербы.
Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста. Их прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах. Засушенные ветки хранят и используют как обереги при непогоде и болезнях.
После Пасхи освященные ветви сжигаются, а пепел используется во время обрядов на Пепельную Среду.
jasminecrimea
.
dinamit
всех с празником входа Господня в Иерусалим!
...эх, где бы вербы нарвать?
Tana
Свечечки да вербочки - радость на Земле!
Воскресенье вербное - времечко Весне.
Оживут пусть души, принесут плоды,
ГОСПОДУ послужат в ВЕРЕ и ЛЮБВИ.
Уже звенят колокола и в Храм нас созывают,
Сегодня ГОСПОДУ с утра "Осанна" воспевают!
картинки
TaniaLerro
а мне из дому прислали
dinamit
везёт же некоторым! если бы от Катанзаро до Саратова было как от Наполи до Львова.... не то что прислали бы - сам бы сгонял и нарвал!
TaniaLerro
non si può avere tutto dalla vita...
Elena S
ой, ехала как то в электричке, видела, растёт она тут вдоль дороги..может только на севере????
dinamit
всех православных - с вербным воскресеньем!!!
всех католиков - с пальмовым воскресеньем!!!
всех представителей других религий - просто с хорошим днём воскресеньем!!!
tata-monstr
присоединяюсь! (в доме даже веточки вербы появились.. впервые, за оч много лет))))))
Zebra
Присоединяюсь к поздравлениям!
ingadv333
всех православных - с вербным воскресеньем!!!
всех католиков - с пальмовым воскресеньем!!!
всех представителей других религий - просто с хорошим днём воскресеньем!!!
TaniaLerro
С праздником!
Елена Фердинандовна
Всех с праздником.
P.S. Кто не успел исповедоваться и причаститься сегодня, это ещё можно сделать в четверг. Сегодня как раз батюшка рассказывал, точ именно в Страстный четверг Иисус причащал своих учеников.
alik
И Вас с праздником,бизнесвумен,умница,спортсменка....,а батюшек слушаешь...Набожняя?
Елена Фердинандовна
Вот вот. А мне присвоить звание Ум Честь и Совесть нашего форума.
Хотя Ум , наверное, правильнее опустить.
alik
Вы мне всё больше нравитесь....ещё немного и начну ухаживать
Zebra
Е.Ф. вы не подскажете адрес церкви в Пескаре, где батюшка рассказывает и службы служит. Это ничего, что я вас сокращенно называю? Уж больно длинный у вас ник.
Елена Фердинандовна
Montesilvano, via Vestina. Я не помню номер дома, но самое начало улицы, это второй дом от перекрёстка Vestina и via Enrico Toti. Двухэтажное здание прямо напротив дома № 24.
Службы проводятся часто. Следующая будет в Среду в 16-00, потом в четверг в 10-00 будет служба и причастие для тех кто не успел раньше. Потом ещ1ё в субботу и в пятницу, но я не запомнила времени. А в ночь на Воскресенье начнётся прямо в 24-00.
P/S/ T/A/ вполне нормально. Вон некоторые вообще Гитлеровной величают))))
alik
Дык я любя...Мне можно,я человек неадекват.
Елена Фердинандовна
Nastasia
С праздником!!!
Nastasia
Где-то ведь были адреса русских церквей в Умбрии, а я, балда, не сохранила в закладки. Теперь вот ищу, ищу, бесполезно...Помогите, кто помнит, а?
Tana
Поздравляю всех с Вербным Воскресеньем вот такой картиночкой, как раз изображающей вход Иисуса в Иерусалим. Ей 100 лет!
Tana
а это описание
Zebra
Елена Ф., спасибо за инфу
православная церковь в простом доме?
Елена Фердинандовна
К сожелению, пока да. То есть внутри квартиру переоборудовали. Сделали 3 входа для батюшки и схематически всё правильно. Ближайший храм в духе классических традиций находится в г.Бари.
Наверх страницы