Благую весть можно возвестить крашенным яичком, а можно и деньгами, но специальной чеканки
С Пасхой, древнейшим и важнейшим праздником, играющим важную роль и в христианской традиции, связано немало обрядов. В частности, одним из главных символов Пасхи является яйцо, и христиане дарят друг другу крашеные яйца. Это влияние традиционных древних весенних обрядов. Мифы, дошедшие до нас из далекого прошлого и самых разных уголков мира, свидетельствуют, что почти во всех древних цивилизациях яйцо служило символом жизни. Об этом же говорит и старинная латинская пословица Omne vivum ex ovo — «Все живое из яйца».
Яйца красили и съедали на весенних праздниках еще в древнем Египте, персы того времени дарили яйца в день весеннего равноденствия. В христианской символике красное яйцо появилось, по преданию, благодаря Марии Магдалине. Она первая увидела воскресшего Спасителя и отправилась с этой вестью в другие страны. Наконец, она добралась до дворца Тиберия в Риме. Приходя к императору, люди должны были принести какой-нибудь подарок, в зависимости от их материального достатка. У Марии Магдалины было только яйцо, и она протянула его Тиберию со словами: «Христос воскрес». Император не поверил этой вести и сказал: «Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным». И пока он это произносил, яйцо в руках Марии постепенно стало краснеть. Поэтому у христиан появился обычай дарить друг другу на Пасхальной неделе крашеные яйца с радостным возгласом «Христос воскресе!» и троекратным целованием.
Особое значение для христианского ритуала имеет Страстной (или Великий, или Чистый) четверг, то есть день накануне распятия Христа. Согласно Библии, в этот день Христос на Тайной вечере, вымыв ноги своим 12 ученикам, заповедал им и всем людям на Земле любить друг друга: «Сия есть заповедь моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Позже в связи с Пасхой люди стали дарить друг другу не только символические, но и материальные подарки.
В Великобритании этот день называется Maundy Thursday (от латинского «mandatum» в значении «указание, заповедь»). И, начиная с VI века вплоть до 1754 года, в Англии существовала традиция — духовенство и представители благородных сословий в Великий четверг мыли ноги паломникам. В 597 году епископ св. Августин Кентерберийский (st. Augustine of Canterbury) ввел в Англии обычай в этот день раздавать милостыню нищим.
С XIII века мелкие монетки для великопостной милостыни (по-английски — Maundy Money) нищим стал раздавать и правящий монарх. Часто при этом суверен раздавал также пищу и одежду (позже они были заменены деньгами). С XV века количество получателей сделали равным возрасту монарха, причем поначалу вручалось такое «пособие» только мужчинам, но со временем эти деньги стали получать и женщины.
Domenica
С начала правления Елизаветы II церемония раздачи стала проводиться в кафедральных соборах различных городов королевства. В Страстной четверг после службы в соборе монарх одаривает монетами людей, выбранных из числа пожилых подданных. Кандидаты для этой церемонии рекомендуются высшим духовенством всех направлений христианства с учетом их полезной для общества деятельности. Каждому из одариваемых пенсионеров вручается два специально изготовленных кожаных кошелька: красный содержит как бы символическое «денежное пособие» вместо выдаваемой в старину еды и одежды (как правило, это крупная монета текущего года), и белый с серебряными пенсами, сумма которых также равна возрасту монарха.
Для этой цели каждый год на Королевском монетном дворе чеканятся наборы из четырех маленьких (от 11 до 18 мм) серебряных монет: 1 пенни, 2, 3 и 4 пенса. Специальные монеты для этой церемонии начали выпускать еще при короле Карле II (Charles II, 1630–1685) в 1661 году. До сегодняшнего дня их чеканят по неизменным стандартам (меняется только портрет монарха и дата), хотя давно уже не существует монет достоинством 3 и 4 пенса, а современные монеты 1 пенни и 2 пенса выпускаются не серебряными, а бронзовыми.
В этом году королеве Елизавете II исполнилось 82 года, и на традиционной церемонии, прошедшей в Страстной четверг, 20 марта, в кафедральном соборе Святого Патрика в городе Арма в Северной Ирландии, было роздано 164 (82 по 2) красных и столько же белых кошельков. Конечно, эти монеты встречаются редко, хотя они обладают платежеспособностью в соответствии с обозначенным на них номиналом. Но в магазины с такими монетами не ходят. Обычно их хранят как семейные реликвии, в память о встрече с монархом. Поэтому ценятся английские пасхальные монеты среди коллекционеров очень высоко.
Во время церемонии монарха сопровождают королевские телохранители в пышной старинной форме, которые несут подносы с кошельками, и дети с традиционными живописными букетиками цветов и трав в руках. Эта традиция сохраняется с 1639 года, когда король Карл I проводил пасхальную церемонию во время эпидемии чумы, а травы, как тогда считалось, защищали от инфекции. Правда, существует мнение, что цветы и травы помогали также «приглушить» запах от ног паломников.
В последние годы идея чеканки специальных памятных монеты к Пасхе получает все большее распространение. Так, к Пасхе 2004 года памятную серебряную монету с частичным золочением достоинством 50 центов выпустила Канада. На этой монете изображена лилия, ведь пасхальная лилия, величественная белая красавица в форме трубы, провозглашает приход весны. Эти цветы являются традиционным пасхальным подарком и украшают алтари церквей во время этого праздника.
Связь цветка с Пасхой имеет свои корни в Библии, где он упоминается в связи с Иисусом Христом и Девой Марией. Одна из самых известных библейских ссылок на лилию — в знаменитой Нагорной проповеди Христа, где он говорит о красоте лилии: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут, но… и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». О лилии также говорится дальше: когда Христос принимал смерть на кресте, лилии возникали из земли в тех местах, куда упали капли его пота. Поэтому лилия обычно считается символом надежды на вечную жизнь. В связи с Девой Марией белая лилия упоминается как символ чистоты. Спустя три дня после ее похорон могила Марии была найдена пустой, там были лишь великолепные белые лилии. Лилия часто появляется на древних иконах, на которых ангел Гавриил возвещает Марии, что она родит Сына Бога, и преподносит ей лилии. На других иконах она изображается с ребенком Иисусом, получающим белые лилии от святых.
Domenica
Любопытная монета была выпущена западно-африканской республикой Сьерра-Леоне специально к католической Пасхе этого года (она на пять недель раньше православной). На лицевой стороне монеты, как и положено, — герб республики. На оборотной стороне изображена весенняя сцена — на живописной лужайке с распустившимися нарциссами по бокам и под веткой дерева с сережками стоит корзинка с раскрашенными пасхальными яйцами, в ней и рядом с нею два только что вылупившихся крошечных цыпленка, на переднем плане — маленький зайчонок (фигурки маленьких цыплят и зайчат или крольчат в виде игрушек, украшений, сладостей являются традиционными подарками на Пасху во многих западных странах). Надпись на монете — пожелание счастливой Пасхи на двух языках: английском и польском, так как весь тираж этой монеты предназначен для распространения именно в Польше.
На Украине в 2003 году были выпущены никелевые и серебряные монеты достоинством 5 и 10 гривен, на лицевой стороне которых государственный герб окружен раскрашенными яйцами, а на оборотной показана традиционная пасхальная служба в церкви с освящением корзинок с яйцами, узелков с куличами и другими пасхальными угощениями.
В Белоруссии к Пасхе 2005 года также были отчеканены никелевые (1 рубль) и серебряные (20 рублей) монеты с одинаковым рисунком оборотной стороны: в обрамлении национального орнамента изображено убранство крестьянской избы, и на этом фоне традиционный атрибут — пасхальное яйцо. В центре яйца на серебряных монетах сделана вставка из синтетического кристалла циркония лилового цвета.
Некоторые коллекционеры пасхальных монет (а есть, оказывается, и такие!) относят к пасхальным и некоторые монеты, связанные с праздником Пасхи лишь косвенно.
К таким монетам относят, например, монеты острова Пасхи. Остров был открыт голландским мореплавателем Якобом Роггевеном (Jakob Roggeveen, 1659–1729) в 1722 году во время кругосветного плавания, снаряженного Вест-Индской компанией на поиски мнимой большой земли к западу от Чили. Роггевен увидел остров утром 5 апреля 1722 года в Пасхальное воскресенье. А в традициях того времени было называть новые земли именем святого или в честь религиозного праздника в день их открытия. В изображениях на монетах, выпущенных в 2007 году, нет ничего, связанного с праздником Пасхи. На их лицевой стороне изображены огромные каменные головы, найденные на острове, на оборотной — предметы национальной культуры и природы. И только в надписи «Isla de Pascua» — наименовании острова на испанском языке (остров принадлежит Чили, где этот язык является государственным) — появляется слово «Пасха».
В ирландской серебряной монете 10 шиллингов 1966 года также на первый взгляд нет ничего пасхального. На ее лицевой стороне чей-то портрет, название страны «Эйре» и дата «1966», на оборотной — античная фигура с птицей на плече и надпись по окружности «десять шиллингов». Разгадку любознательный коллекционер-нумизмат находит после некоторых усилий в надписи, отчеканенной на гурте монеты (ее боковой стороне, ребре) да еще кельтским шрифтом: «Пасхальное ирландское восстание 1916». И, оказывается, что эта монета выпущена в честь 50-й годовщины восстания ирландцев против английского владычества, вспыхнувшего в пасхальные дни 1916 года. Изображение на лицевой стороне — это портрет Патрика Пирса (Patrick Henry Pearse, 1879–1916). Он руководил восстанием, а позже был расстрелян властями. А фигура на оборотной стороне изображает смерть героя древних ирландских сказаний Кучулайна, сравниваемого обычно с древнегреческим героем Ахиллом. Статуя Кучулайна стоит в Дублине перед Главным почтамтом, бывшим в дни Пасхального восстания его главным штабом.
Напоследок вспомним о многочисленных народных приметах и суевериях, связанных с Пасхой. Весной люди вспоминали о начале не просто новой жизни, но о жизни благополучной и богатой:
если в Великий четверг, когда звонит последний раз колокол, звенеть монетами, у тебя всегда будут деньги;
если вечером Великой пятницы хорошо поискать в лесах, на развалинах замков и в других заброшенных местах, можно найти клад;
если в Светлую заутреню стать в уголке церкви, держать в левой руке серебряную монету и на первое приветствие священника: «Христос Воскресе!» вместо «Воистину Воскресе!» сказать определенные (тайные!) слова, то монета станет неразменной, то есть получит чудесную силу: она будет возвращаться к хозяину даже из воды или огня, а тем более из чужих карманов; если же бросить ее в чужие деньги, то она приведет за собой все окружавшие ее монеты;
если перед Пасхой, в семь вечера (на закате) придти на кладбище с зашитой в одежде монетой, и сказать: «Купец несет злат, и как этот купец богатству и удаче сват и брат, так и я, раб Божий (имярек), по задницу не в дерьме, а в злате и серебре. Аминь», то станешь богатым;
то же произойдет, если найти два желтка в пасхальном яйце;
если сохранить яйца, положенные на Великой пятнице, в течение ста (!) лет, то их желтки превратятся в алмазы.
если, отправляясь на Пасху в церковь, положить в сапог под пятку монету, можно получить крупный выигрыш в карты;
если на Пасху вшить в подол бархатной куртки серебряную монету, то это может принести вам долгожданное замужество, при этом брак будет долгим, прочным и благополучным.
И еще много-много подобных. К сожалению, как показывает опыт, ничто не гарантирует стопроцентного осуществления всех этих примет.
Юрий Баршай
https://www.vokrugsveta.ru
Наверх страницы