Вход для пользователей

Художники из мусорных баков

Zebra аватар
005_5bd0d0c25adfce7606f15e005d4ab3c0[161228].jpg
006_6ea19c4a10fdd0f4dcb0472bf71d0a60[161228].jpg
007_fca66b4664637dd35cc7e0c8cb9d2540[161228].jpg
002_fd4b93995385e50bb82294e5945ac96d[161228].jpg
glavnaya[116929](265x200).jpeg
004_340bb9376d3380ca8e67b70b64c11289[161228].jpg
001_59885aef239c9f3110c9e66d522febdd[161228].jpg

Каждое утро Ирина Ширина вылазила из-под железнодорожной платформы, вставала с парковой скамейки, выходила из вонючих подворотен и шла приводить себя в порядок. Женщина не могла себе позволить взяться за краски и кисточки неумытой, растрепанной. Потому что любимым делом нельзя заниматься в таком виде. Даже если ты бомж. Потому что только рисуя, только прикасаясь к волшебному миру искусства, она чувствовала себя живым, не до конца потерянным для общества человеком, в судьбе которого оказалось так мало счастья.
Сегодня она немного волнуется, глядя на свои картины в красивых рамах, под стеклом. В четверг, 29 октября, они примут участие в уникальной выставке картин людей без определенного места жительства «Арт-прописка» в столичной галерее «Лавра».
«Только месяц назад ей дали приют в Христианском благотворительном центре «Стефания», а до этого она жила на улице, спала под платформами, год жила с мужем-алкоголиком в мусоросборнике, – говорит преподаватель Ирины и куратор выставки «Арт-прописка» художник Александр Белозор. – Ее двоих детей забрали в интернат, потому что им всем негде было жить, и при этом Ирина рисует ангелочков и цветочки. Вы понимаете, человек такой трагической судьбы еще что-то хочет делать в этой жизни».
Таких учеников, как Ирина Ширина, у художника Белозора больше двадцати. В холодные месяцы их больше, с приходом весны – меньше. Всего за три года через его художественную студию при благотворительном центре «Стефания» прошло несколько десятков людей, чья жизнь больше похожа на кошмарный сон, чем на земной путь. Зачастую у них не было вообще никакого образования, не говоря уже о художественном, а их первые картины были посвящены мечтам и пережитым ужасам.
«Первый шок, который я испытал, работая с людьми без определенного места жительства, я пережил, когда мы рисовали натюрморт. Я выставил им там что-то, но один мужчина сказал, что все придумает сам, – вспоминает Александр. – Когда картина была закончена, я увидел большой кусок колбасы с глазами и улыбкой, улыбающиеся овощи и буханку хлеба. Я смотрел и понимал, что человек просто мечтает нормально поесть. Да, это вызывало улыбку, но это было не смешно».
На одной из картин пара белоснежных лебедей склонились над водой. Любовь – еще одна популярная тема среди учеников необычной школы при центре «Стефания». Страдая тяжелыми болезнями, ночуя зимой по подворотням, каждый раз засыпая с мечтой о том, чтобы просто проснуться, эти люди ухитряются сохранять тепло своих сердец.
«Был у нас человек, Еремкин, который встретил женщину здесь, в художественной студии. Они поженились, даже родился ребенок, но ее родственники оказались против него, и он снова оказался на улице. Когда-то он работал на ответственных должностях, и вот такая трагедия». Неугодный муж Еремкин любит писать портреты.
Александр Белозор уверен, что некоторых своих учеников он больше никогда не увидит: их уже нет на этом свете. Никто не знает, как и когда это произошло – они просто растворились, словно утренний туман, оставив после себя лишь несколько холстов в углу небольшой студии. Есть среди них и картины молодого творца Глеба Голоты. Не успев закончить первый курс художественного училища, парень попал в тюрьму. Оказавшись на свободе, услышал о студии Белозора, пришел. Никаких цветочков, ангелочков и домиков. Только кровь, насилие и разбитые головы. Все, что ему пришлось пережить за его короткую жизнь. Когда Глеба постригли в центре, все увидели на его голове огромный шрам. Краски стали для него способом прокричать о своей боли. «А потом он начал рисовать копии, успокоился, – рассказал УРА-Информ Белозор. – Жизнь потихоньку начала налаживаться, когда его на улице забрала милиция в приемник. В студии он появился только через месяц, грязный, побитый. Вскоре он снова пропал. Никто его не видел уже два года».
В студии Александр появляется лишь несколько раз в неделю, некоторые ученики, в том числе и Ирина Ширина, каждый день. Спорят на религиозные темы, делятся количеством найденных бутылок и съестного, красками рассказывают о своих воздушных замках и земных бедах. Вот небольшая хатка среди серебристых сугробов. Из трубы струится дымок, в окнах горит уютный свет, в двух шагах от дома через реку перекинут деревянный мостик. Вдоль берега бредет Дед Мороз с мешком подарков за спиной. Автор картины мечтает хотя бы о самом маленьком из них. А вот женщина-воин в соблазнительных одеждах. В одной руке меч, в другой окровавленная голова мужчины – у Глеба Голоты свой рассказ. Неугодный муж Еремкин более сдержанный и любит портреты. На одном леший, на другом мужик в простеньком пиджачке и кепке. Ни слова о пережитых предательствах, потерях и ночевках на ледяных скамейках в зимнем парке.
– Вам не сложно с ними? Ведь каждый из них хочет поделиться с вами своей трагедией, – спрашиваем у Белозора.
– В жизни я научился абстрагироваться. Я столько в жизни уже всего видел, что все это по сравнению с тем, что мне уже довелось видеть… Это жизнь, и мне уже ничего не страшно.
– Есть ли хоть у одного из ваших учеников счастливая история?
– Они счастливы, когда берут в руки кисточку, карандаш. Например, Гена Комаров, который пастелью рисует пейзажи, так и говорил мне: «Я счастлив, пока рисую».
– Неужели они никогда не позволяют себе приходить пьяными, агрессивными?
– Всякое бывает, но агрессивными никогда. Слава богу, они меня уважают и до этого не доходит. Единственное наше правило – работай. Все остальное они сами понимают. Несмотря на то что они крутятся среди людей с болезнями, живут на улице, они всегда приходят чистыми.
– Неужели за три года они ничего не украли? Ни листика бумаги, ни банки краски?
– Ничего. Наоборот, найдя на мусорнике художественные альбомы, приносили в студию. Я им доверяю. Без доверия жить невозможно.

https://www.ura-inform.com/culture/2009/10/28/khudozhniki/





Наверх страницы


Loading ...