За шестьдесят лет этот итальянский скутер превратился из ширпотреба в арт-объект и светский аксессуар.
В элегантную простоту скутеров Vespa влюбилось полмира – от простых итальянских почтальонов до педантичного мизантропа Чарли Чаплина. Одно время складывалось ощущение, будто буквально каждый если не мчался, оседлав скутер, на романтическое свидание, то хотя бы ездил на нем в булочную.
История скутеров Vespa началась в 1946 году в итальянском индустриальном городе Понтедера. По просьбе сына основателя завода Piaggio & Co Энрико Пьяджо изобретатель Коррадино Д’Асканио, известный своими вертолетными опытами, занялся проектом дешевого наземного средства передвижения.
Дизайн Vespa приятно удивляет своей лаконичностью.
В основу Vespa был положен мотороллер Cushman, производимый в Америке. В то время эти скутеры оливкового цвета были широко распространены в Италии. На них во время Второй мировой войны передвигались американские десантники и моряки. Перед аэроинженером стояла задача максимально упростить производство, используя мощности самолетостроительного цеха.
«Римские каникулы» стали лучшей рекламой скутерам «Веспа».
Отличительными чертами нового скутера стали компактные формы, а ниже руля появились металлические листы, защищающие ноги водителя от луж и дорожной грязи. Увидев эту «малютку» с пронзительно жужжащим моторчиком в действии, Энрико Пьяджо воскликнул: «Это напоминает мне осу!» Так появилось имя для нового аппарата (по-итальянски «оса» будет «vespa»).
Стеффано Габбана
Первые выпущенные пятьдесят экземпляров расходились по стране со скрипом. Новинка радовала глаз, однако не вызывала истеричного желания немедленно обладать ею. Лишь спустя год продажи начинают стремительно расти, и в 1950 году количество проданных экземпляров насчитывает уже около шестидесяти тысяч.
Невероятный успех к Vespa приходит в конце 1950-х. В этом немалую роль сыграл кинематограф – как лучший инструмент продакт-плейсмента в до- и раннетелевизионную эпоху. После того как в 1953 году Одри Хепберн и Грегори Пек беззаботно рассекали на Vespa свой идеальный каникулярный Рим, многим захотелось это повторить.
Николь Кидман
А десять лет спустя скутер проник и в современное искусство, когда Сальвадор Дали написал на бензобаке мотороллера имя своей жены и музы Gala. В 1960-е голливудские знаменитости и рядовые жители городов и деревень начали стремительно обзаводиться этим нехитрым средством передвижения. Vespa можно было найти практически в любой стране: от континентальной и островной Европы до Бразилии и Индии. А в охочем до промышленного шпионажа Советском Союзе появляется клон «Веспы» – «Вятка».
Курт Рассел
В третьем тысячелетии Vespa никуда не ушла. Бич больших городов – дикие пробки превращают любой автомобиль в техсредство пониженной маневренности. Зато на мотороллере, освященном культурной традицией ХХ века, можно, нимало не стыдясь его пролетарских корней, легко лавировать в городских потоках и успевать на подписание контракта или важный товарищеский ужин. Это давно уже ясно практически всем. Так что, увидев ездока на скутере, приглядитесь: возможно, мимо вас только что промчался Мэтью Бродерик или сам великий и ужасный Роберт Де Ниро, а вон та девушка в шлеме – Мила Йовович.
Наверх страницы