Секс, шопинг и рабы
Отношение к полу в Риме было не таким, как у нас. Женщины, как мы видим благодаря раскопкам в Помпеях, занимали в римском мире куда более значительное положение, чем во многих других частях древнего Средиземноморья. Они ходили за покупками, могли обедать с мужчинами, тратить богатства и делать щедрые пожертвования. Однако в плане секса, как и в плане политики, это был мужской мир. Символом власти, статуса и состояния являлся фаллос. Поэтому всевозможные фаллические изображения сохранились по всему городу.
Современных посетителей в Помпеях это сбивает с толку, а то и вгоняет в краску. Фаллосы приветствуют вас в дверях, фаллосы изображены над печами для хлеба, фаллосы нацарапаны на улицах, многие снабжены колокольчиками и крыльями. Одно из самых любопытных творений, некогда звеневших на помпейском ветру, – веселая птичка-фаллос: одновременно и шутка (как мне кажется), и бесстыдный символ мужественности.
В этом мире у уважаемых и преуспевающих замужних женщин – тех, что жили в больших домах в Помпеях – были две главные задачи. Первая – рождение детей, которое было весьма опасным (в Древнем Риме и вплоть до нашего времени многие умирали во время родов). Вторая – управление домом и домашним хозяйством. Это четко выражено на одном из надгробий из Рима – в эпитафии, которую муж написал на могиле жены Клавдии. В ней вдовец восхваляет красоту умершей жены, ее речь, ее утонченность. Но последняя строчка гласит: "она родила двух сыновей, она следила за домом, она ткала из шерсти".
Мужчины из римской элиты были убеждены, что половой акт – это символ удовольствия и власти. Партнер при этом мог быть любого пола. И хотя в римском мире мужчины нередко занимались сексом с другими мужчинами, почти нет свидетельств о том, чтобы "гомосексуализм" воспринимался как отдельная сексуальная ориентация – не говоря уже об образе жизни. Верность супруге не считалась достоинством, ею особо не восхищались. В поисках удовольствия запрещено было посягать только на жен, дочерей и сыновей других представителей элиты (за нарушение этой границы закон сурово наказывал). Рабов и, до определенной степени, всех, кто находился ниже в социальной иерархии, трогать не запрещалось. Менее богатые граждане, не имевшие возможности воспользоваться сексуальными услугами рабов, без сомнения, обращались к проституткам. Личные взаимоотношения римских мужчин и женщин, однако, были не столь безыскусными и механическими, как можно предположить по прочтении моего краткого описания.
Забота и нежность встречались повсеместно – в отношениях мужа с женой, хозяина и рабыни, любовников. Например, на теле одной из женщин в селении рядом с Помпеями был найден дорогой золотой браслет со словами: "От хозяина его девушке-рабыне". Это напоминает нам, что любовь может существовать даже в рамках подобных форм эксплуатации (однако насколько взаимной была эта любовь со стороны рабыни, мы можем только догадываться). На стенах в Помпеях, как в домах, так и на улицах, немало надписей, свидетельствующих о любви, ревности и личных трагедиях. Трудно не выйти за рамки истории и не примерить их на себя. "Марцелл любит Престину, но ей наплевать", "Реститут изменил многим девушкам". Все то же самое. Хотя сексуальные отношения у римлян были явно более жестокими и недружественными по отношению к женщинам.
Пиры и отдых
Пышный банкет, где возлежат мужчины и женщины разной степени обнаженности, а толпа рабов подносит им виноград или серебряные тарелки с фаршированной живностью, – картина, хорошо знакомая нам по фильмам "про древность".
К мифологизации своих обычаев в еде и пиров приложили руку сами римляне. В Помпеях были найдены изображения пышных празднеств, которые вполне соответствуют нашим сегодняшним представлениям о римском пиршестве. В одной из сцен показаны две пары, расположившиеся на ложах, укрытых шерстяной тканью и подушками. И хотя о сексуальной распущенности здесь речь не идет, все другие излишества представлены. Рядом на двух столиках стоят напитки. Гости уже явно набрались: третий мужчина потерял сознание на одной из лежанок, а на заднем плане видна женщина, которую вынужден поддерживать спутник или раб. На другом изображении из той же комнаты показана аналогичная сцена, но на этот раз на открытом воздухе: лежанки укрыты навесами, а раб смешивает вино в большой чаше (в древнем мире вино обычно разбавляли водой).
Правда ли еда и привычки в Помпеях соответствовали тому, что показано на этих картинах? Отчасти. В другом доме есть серия изображений, где четверо пожилых мужчин (обнаженные, с длинными свисающими пенисами) держат в руках небольшие подносы с закусками, лакомыми кусочками и прочей аппетитной снедью.
Но каждодневная трапеза обычного жителя Помпей была далеко не столь впечатляющей. По сути, диета была всегда одна и та же, хотя и полезная для здоровья: хлеб, оливки, вино, сыр, фрукты, бобы и немного овощей. Иногда на стол подавали рыбу и, реже, мясо.
Рацион рядового жителя Помпей хорошо иллюстрирует аккуратный список, записанный на стене во внутреннем дворике одного из домов. Вероятно, кто-то попытался подсчитать свои недавние расходы. Сейчас мы не можем расшифровать все латинские слова, но основу рациона составляли хлеб, масло, вино и сыр – с редкими излишествами.
Легко поддаться соблазну и романтизировать простую и здоровую пищу из этих списков. Действительно, римские поэты – вполне устроенные, несмотря на возмущения по поводу бедности, – часто слагали стихи о здоровой крестьянской пище. Дешевое местное вино и немного простого хлеба с сыром – самый лучший пир, если есть хорошая компания, утверждали они. Быть может, это и правда было так. Но, в любом случае, трапеза обычного жителя Помпей очень сильно отличалась и от римских пиров из современного кино, и от обедов, которые изображены на стенах в самих Помпеях.
Пьянство и драки
Лучший способ разнообразить диету из хлеба, сыра и фруктов, которыми питались обитатели небольших домов, где приготовление пищи было невозможным или очень сложным, – это пойти пообедать в каком-нибудь заведении.
Взглянуть на обстановку в римском баре мы можем благодаря росписям в двух питейных заведениях города. Очевидно, что тамошние рисунки на стенах призваны были развлечь посетителей сценами из "кабацкой жизни", которую они сами вели. Эти рисунки – юмористические, пародийные и идеализированные – наш лучший путеводитель по культуре помпейских забегаловок.
Первая серия росписей распложена в так называемой таверне (баре) Сальвия ("Убежище"). На левом изображении мужчина и женщина довольно неуклюже целуются. Над ними написано "Я не хочу (главное слово, к несчастью, стерлось) с Мирталис". Чего мужчина не хочет делать с Мирталис, кем бы она ни была, мы никогда не узнаем. Возможно, эта сценка призвана проиллюстрировать непостоянство любви, что-то вроде нынешнего: "Я не хочу больше встречаться с Мирталис, буду с этой девушкой". Или же, учитывая напряженность позы, эта девушка и есть Мирталис, а мужчина не слишком-то рад встрече.
В следующей сцене, выпив вина, присутствующие играют в кости, разгорается спор. За столом сидят двое мужчин. Один из них кричит: "Я выиграл". Другой возражает: "Это не тройка, а двойка". На последнем рисунке дело доходит до драки. Хозяин не может этого стерпеть и выкидывает обоих за дверь. "Если хотите драться, идите на улицу", – говорит он. Глядя на такие картины, посетители должны были внять предупреждению.
В банях снимают все
На одной из надгробных плит из Рима, относящихся к первому веку, Меропа, спутница бывшего раба Тиберия Клавдия Секунда, записала остроумное изречение: "Вино, секс и бани разрушают наши тела, но это и есть жизнь – вино, секс и бани".
Римские бани были синонимом римской культуры: везде, куда приходили римляне, возникали и римские бани. Купание в этом смысле было не просто омовением, хотя одной из его целей и было достижение чистоты. Это было смешение различных занятий: здесь можно было как следует пропотеть, заняться спортом, побывать в парной, поплавать, поиграть в мяч, позагорать, здесь могли "выскоблить" и сделать массаж. Это была турецкая баня плюс все доступные дополнительные услуги – от цирюльника до библиотеки.
Все, кроме самых бедных, ходили в бани, в том числе и некоторые рабы – пусть даже в свите хозяев. Но в целом зажиточным гражданам приходилось делить бани с менее удачливыми людьми. Другими словами, в отличие от пиров, в банях римляне выходили на люди.
Поскольку в банях посетители были обнаженными или почти обнаженными (есть доказательства и того, и другого), бедные фактически не отличались от богатых, возможно, более здоровых и ухоженных. Здесь римское общество было на виду. По словам одного из историков, это была "дыра в озоновом слое социальной иерархии".
Однако некоторые считали, что нагота, роскошь и наслаждения горячего отдыха в парной – опасное сочетание. Из-за наготы и, возможно, соседства женщин с мужчинами (по крайней мере, в фантазиях римлян) бани ассоциировались с сексом. Считалось, что некоторые бани, как и питейные заведения, служили лишь прикрытием для борделей.
О том, насколько гигиенично было ходить в бани, задумывались не только современные посетители. В те времена не было хлорки, чтобы нейтрализовать мочу и другие менее стерильные выделения тела. Кроме того, вода в различных бассейнах не менялась постоянно, хотя иногда делались попытки обеспечить приток свежей воды.
Римский врач Цельс в одной из своих работ давал разумный совет не ходить в бани со свежей раной ("обычно это приводит к гангрене"). Другими словами, бани для скромного помпейского купальщика были местом чудес, удовольствия и красоты. Но могли и убить его.
Авторские права – Мэри Бирд, 2008 год. Выдержки из книги "Помпеи" (издательство Profile Books, в продаже с 18 сентября, 25 фунтов)
Наверх страницы